родительское собрание Ваш ребенок первоклассник


Родительское собрание

«Ваш ребенок первоклассник!»

Цель:

Научить родителей младших школьников понимать свои родительские права и обязанности и уметь правильно их применять в общении со своими детьми – младшими подростками.

Задачи:

выяснить причины возникновения трудностей в общении и в воспитании детей в период начала обучения в школе; определить перспективы совместной работы учителя, родителей и детей для формирования положительной мотивации к обучению в школе и отношению к одноклассникам.

Форма проведения:

информационно-аналитическая беседа.

Участники:

классный руководитель, родители, школьный педагог-психолог, школьный врач, представители родительского комитета.

Подготовительный этап:

Классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме, по возможности готовит задания для родителей или тексты суждений.

Подготовка текста анкеты для родителей и проведение анкетирования (передав анкеты через детей) (приложение 1).

Беседа с школьным педагогом-психологом, изучающим адаптацию ребенка в школе.

Предварительное проведение заседания родительского комитета по составлению плана предстоящей воспитательной работы и материальному оснащению праздничных мероприятий.

Подготовка текстов теста-опросника на каждого родителя (приложение 2).

Подготовка памятки для родителей (приложение 3).

Оборудование, оформление:

выставка литературы по проблеме собрания;

наглядные материалы по обучению родителей различным способам бесконфликтного общения с детьми;

задания для родителей.

Ход родительского собрания

I.Организационный этап.

Родители рассаживаются в классе на те места, где сидят их дети во время учебных занятий. Такое размещение родителей поможет оценить, насколько удобное или неудобное место занимает ребенок, как это может повлиять на результат учебной деятельности.

Классный руководитель. Тема собрания «Ваш ребенок первоклассник!» — выбрана в связи с необходимостью найти возможные пути преодоления трудностей или нерешительности в период адаптации наших детей к школе, к процессу обучения и воспитания в коллективе сверстников на территории школы. Проанализировав наблюдения за учащимися в течение периода нахождения в школе и результаты ваших ответов на вопросы анкеты, я пришла к выводу, что мы сможем найти правильные пути преодоления трудностей адаптационного периода. Вместе мы должны спланировать проведение мероприятий, которые будут способствовать достижению поставленных целей.

II.Проведение педагогического всеобуча для родителей.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам – беспечность, беззаботность, погруженность в игру, сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И.Божович).

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает меленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. При всех этих произошедших изменениях родителям не стоит забывать, что первоклассники остаются очень эмоциональными, обладают повышенной возбудимостью, поэтому быстро утомляются, их внимание очень неустойчиво, а поведение во многом зависит от внешней ситуации. Дети пока не умеют работать в коллективе. Новая, непривычная обстановка в школе не на всех действует одинаково: у кого-то возникает психологическое напряжение, кто-то реагирует на новизну физическим напряжением, что может сопровождаться нарушением сна, аппетита, ослаблением сопротивляемости болезням. Если это не брать во внимание, тогда может ухудшиться работоспособность, пропасть интерес к обучению. Если же мы с вами учтем новое положение детей, их возрастные особенности, то наши дети очень спокойно преодолеют период адаптации к школе.

Ваши ответы на вопросы анкеты позволили выявить область наибольших затруднений в период адаптации.

III.Выступление школьного врача.

Врач школы знакомит родителей с физиологическими и психологическими проблемами в здоровье ребенка, которые могут быть связаны с изменением статуса. Врач должен обратить внимание родителей на следующее:

изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки;

необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков;

наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места;

предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;

организация правильного питания ребенка;

воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья.

IV.Выступление школьного педагога-психолога.

Педагог-психолог рассказывает родителям о способах преодоления психологических трудностей адаптации учащихся первых классов.

Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.

Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.

Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

V.Социологический опрос родителей.

При работе над тестом-опросником необходимо выразить согласие или несогласие с утверждениями с помощью ответов «да» или «нет». Родители работают индивидуально с текстами теста-опросника А.Я.Варги и В.В.Столина (Приложение 2) в течение 10-15 минут. Затем тексты собираются и анализируются учителем в период подготовки к следующему родительскому собранию.

VI.Выступление представителей родительского комитета.

Целесообразно выступление одного или нескольких родителей присутствовавших на обсуждении предварительного плана проведения внеклассных мероприятий.

Обговариваются количество планируемых мероприятий, их цели, материальное оснащение, назначаются ответственные за проведение.

Подведение итогов родительского собрания.

Родителям раздается памятка, которая поможет подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптации (приложение 3).

VII.Решение родительского собрания:

Организовать проведение в классе дней именинников с целью установить благоприятные межличностные отношения между учащимися класса.

Ответственными за проведение данного мероприятия назначить следующих представителей родительского коллектива класса.

Приложение 1

Анкета для родителей

Играет ли ваш ребенок дома в «школу»? Какую роль отводит себе в этой игре?

Возникают ли трудности у вашего ребенка в общении с учителем (классным руководителем)?

Возникают ли у вашего ребенка трудности в общении с одноклассниками: часто на кого-то в обиде, часто жалуется, бывают крупные конфликты с кем-либо из одноклассников?

Жалуется ли ребенок дома, что его не спрашивают на уроках, хотя он всегда поднимает руку?

Возникала ли ситуация, когда ваш ребенок сам признавался, что был в чем-то не прав?

Всегда ли ребенку удавалось все сделать так, как он запланировал перед выполнением?

Бывает ли ребенок доволен результатами своего труда?

Инструкция по использованию данных анкеты при проведении родительского собрания

Ответы родителей на вопросы 1,2 помогут учителю выявить адаптацию ребенка в сфере отношений со взрослыми, т.е. помогут выяснить, понимает ли ребенок профессиональную роль учителя, умеет ли строить отношения с ним в учебной деятельности.

Ответы родителей на вопрос 3 выявляют адаптацию ребенка в сфере отношений со сверстниками и помогут выяснить, может ли ребенок принять точку зрения одноклассника в определенной ситуации, может ли посмотреть на ситуацию по-другому.

Ответы на вопрос 4,5,6,7 выявляют адаптацию ребенка в сфере отношений к себе и помогают классному руководителю и родителям выяснить какую самооценку – завышенную или заниженную – имеет ребенок на данном этапе обучения и развития, каков имеет уровень самоконтроля, умеет ли он правильно оценить свои действия и возможности.

Приложение 2

Тест родительского отношения

Тест-опросник родительского отношения, разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным, направлен на выявление родительского отношения к ребенку.

Родительское отношение понимается как система разработанных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Необходимо выразить согласие со следующими утверждениями с помощью ответов «да» или «нет».

Тест-опросник

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

Я уважаю своего ребенка.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто мне неприятен.

Я все время стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

Мой ребенок, как губка, впитывает все плохое.

При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

Я всегда принимаю участие в делах и играх моего ребенка.

К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне более воспитанными и разумными, чем мой ребенок.

Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

Я часто ловлю себя на мысли о том, что я с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что мне лично не удалось в жизни.

Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

При принятии решения в семье следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях мой ребенок прав.

Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю дружеские чувства по отношению к своему ребенку.

Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения своего ребенка.

Мой ребенок кого угодно выведет из себя.

Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

Мой ребенок меня часто раздражает.

Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это сделает, то обязательно получается не так, как нужно.

Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

Я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Принятие – отвержение ребенка: 3,5,6,8,10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60.

Кооперация:21,25,31,33,34,35,36.

Симбиоз:1,4,7,28,32,41,58.

Контроль:2,19,30,48,50,57,59.

Отношение к неудачам ребенка:9,11,13,17,22,54,61.

За каждый ответ «да» — 1 балл, за каждый ответ «нет» — 0 баллов.

Высокие баллы по шкале «Принятие – отвержение ребенка» — от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой шкале – от 0 до 8 говорят о том, что взрослый испытывае5т по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.

Высокие баллы по шкале «Кооперация» — 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к жизни ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет его самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы по этой шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом.

Высокие баллы по шкале «Симбиоз» — 6-7 баллов – свидетельствуют, что данный взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.

Высокие баллы по шкале «Контроль» — 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требует от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку свою волю почти во всем.

Низкие баллы по шкале – 1-2 балла – свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Это может отрицательно сказаться на обучении и воспитании ребенка. Наилучшим вариантом оценки по этой шкале являются от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «Отношение к неудачам ребенка» — 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, он игнорирует их.

Низкие баллы по этой шкале – 1-2 балла – свидетельствуют о том, что взрослый считает неудачи ребенка случайными и верит в него.

Приложение 3

Памятка родителям первоклассников

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.






See also:
Яндекс.Метрика