рекомендации и статьи


Глаза открывают человеку мир. Уши открывают мир в человеке.

И. Э. Берендт

В рамках изменения парадигмы современного образования происходят изменения и в методике преподавания иностранных языков. Особое значение приобретает вопрос, касающийся содержания учебного аспекта, под которым подразумеваются “речевые умения, которыми должен овладеть учащийся как средствами общения, – говорение, аудирование, чтение и письмо”

Традиционная методика обучения иностранному языку рассматривала обучение аудированию как вид речевой деятельности, не требующий специального дидактического подхода и ограничивающийся восприятием звуков и интонационных элементов. На практике оказывается, что из всех формируемых навыков четырёх видов речевой деятельности навыки аудирования у учащихся, как правило, наименее развиты. Низкий уровень владения навыками аудирования зависит как от объективных причин: недостаточная разработанность учебно-методического и технологического обеспечения данного аспекта, так и от субъективных – аудирование требует крайне напряжённой психической деятельности учащихся, вызывает быстрое утомление и отключение внимания слушающего. Но, как было сказано выше, именно на умении слышать и понимать строится умение говорить на иностранном языке. Поэтому одной из основных целей содержания современных программ по иностранному языку является развитие у обучающихся способности воспринимать на слух иноязычную речь, то есть аудирования.

Аудирование – очень сложный вид речевой деятельности. Практика показывает, что именно с аудированием у учеников связано большинство проблем и неудач как на уроках, так и на экзаменах.Звучащую речь трудно понимать из-за высокого темпа или незнакомых слов и грамматических структур.

Как следует грамотно совершенствовать данное умение?

Аудирование основано на умении, и как всякое умение оно опирается на определенные навыки, главными из которых являются:

навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи на морфологическом и синтаксическом уровне;

навыки непосредственного понимания слов и словосочетаний;

навыки подсознательного восприятия звуков, звукосочетаний и интонаций, то есть звуковой стороны речи.

Ведущую роль в развитии этих навыков играют технические средства слуховой, зрительной и зрительно-слуховой наглядности.

В настоящее время различается несколько видов аудирования:

звукоразличительному аудированию, направленному на восприятие и понимание отдельных звуков;

аудированию основного содержания, когда нужно понять самую главную информацию, игнорируя детали;

аудированию с полным пониманием, в котором важно и основное содержание, и детали;

аудированию с выборочным пониманием, направленному на вычленение и осмысление только интересующей информации или той, которая указана в задании.

Как в отечественной, так и в зарубежной методике, традиционно предлагают разбить работу над текстом на 3 этапа:

1. до прослушивания, 2. во время прослушивания, 3. после прослушивания.

Как показывает практика для каждого этапа работы эффективными будут свои специальные упражнения. Вашему вниманию предлагается

СИСТЕМА ПОЭТАПНОГО ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

I.Подготовительные упражнения

II.Речевые упражнения

1. на распознавание фонетических единиц;

2. на распознавание лексических единиц;

3. на распознавание грамматических явлений;

4. на развитие механизма вероятностного прогнозирования;

5. упражнения, выполняемые в процессе прослушивания;

6. упражнения, выполняемые после прослушивания: контроль понимания и вовлечение учащихся в активную творческую деятельность.

I. Предтекстовый этап

Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточным материалом и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предложив учашимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить.

На этом этапе используются следующие виды работ:

введение новых слов, их объяснение, знакомство с иллюстрациями

работа с наиболее сложными грамматическими структурами

активизация знаний путём ассоциограмм

тематическая группировка слов из аудиотекста

составление коротких предложений с этими словами

отработка техники чтения, звукобуквенного соответствия, произношения, ударения, интонации

визуальные импульсы (иллюстрация, фото, видео при введении новых слов, предложений из аудиотекста (ответить на вопросы – кто что делает, где происходит действие, составить диалог по картинке), т.е. придумать о чём говорят)

акустические импульсы (голоса, звуки, музыка)

постановка всевозможных вопросов к наиболее сложным предложениям текста

нахождение соответствия к тексту, к картинке, предложению

последовательное расположение предложений, абзацев

упрощённая версия

избирательное аудирование фрагментов текста с выполнением задания: сформировать ответ на вопрос, воспроизведение контекстов употребления определённых слов, определение правильности предварительного утверждения

II. Текстовый этап

Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков. В процессе многократного прослушивания текста.

заполнение таблицы (имена, цифры, другие данные)

заполнение пропусков в тексте

ответы на главные 5 вопросов (кто, где, когда, как, почему)

визуальный диктант

установление правильной последовательности (предложений, фрагментов)

тест “правильно/неправильно”

подбор заглавия абзацам

перефразирование

Прослушайте текст и скажите, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нём без каких либо изменений.

III. Послетекстовый этап

Послетекстовый этап направлен на проверку полноты и точности содержания, т.е. контроль работы над текстом, обсуждение прослушанного. Этот этап включает такие задания:

упорядочение предложений/абзацев в соответствии с прослушанным текстом или какая картинка соответствует, какому тексту, заголовку, картинке.

придумать конец/продолжение рассказа

составить план

придумать рассказ по аналогии

ролевая игра

составление диалогов по теме рассказа

постепенное и полное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо)

Рекомендации учащимся по работе с аудиотекстами.

Перед тем, как прослушать текст, ознакомься с этими советами:

Прочти задание, чтобы четко знать , что ты должен делать!

Рассмотри рисунки, они могут тебе помочь понять содержание текста, диалога и т.д.

Прочти приведенные примеры: они могут дать тебе определенные подсказки (идеи).

Постарайся догадаться о том, что ты прослушаешь. Составь свои предположения.

Когда ты слушаешь текст, делай пометки! Не старайся записать фразу целиком, только ключевые слова.

Если дикторы говорят быстро, постарайся понять смысл в целом, а не каждое слово!

А теперь, вперед! Пробуй!

Последовательное выполнение всех пунктов памятки позволит учащимся облегчить достижение желаемого результата.

Вышеизложенные теоретические основы процесса аудирования и практические рекомендации по формированию навыков восприятия иноязычной речи на слух могут быть приняты во внимание учителями иностранных языков и, непосредственно, обучающимися. Важно помнить, что только регулярные занятия, начиная с первых дней изучения языка, направленные на формирование механизмов аудирования, помогут преодолеть психологический барьер, трудности, возникающие при понимании содержания иноязычного текста.

Список литературы

Ляховицкий М. В. Технические средства в обучении иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1981. — С. 53-61.

Настольная книга преподавателя иностранного языка / Сост. Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. — Минск: Вышэйшая школа, 2000. — С.58-70.

Пассов Е. И. Программа — концепция коммуникативного иноязычного образования. — М.: Просвещение, 2000. — 172 с.

Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — С. 104–123.

Рыбина О. В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка // Образование в современной школе. — 2001. — № 5-6. — С. 35-43.

Dahlhaus B. Fertigkeit Hören. — München: Goethe-Institut, 1994. — 192 S.






See also:
Яндекс.Метрика