развивающая программа Жизненные навыки


Страны и границы

Цели: дать детям возможность почувствовать границы своего пространства; помочь увидеть границы чужих пространств; через переживания «нарушения границ» и «уважения к границам» подвести детей к пониманию проблемы «вражды-толерантности» на эмоциональном уровне.

Материалы: веревки (длиной около 1,5-2 м, диаметром около 0,5 см) для каждого ребенка; несколько больших листов бумаги, карандаши или мелки для рисования «своей страны».

Работа группы:

Поприветствуйте детей. Обратите их внимание на то, как важен момент приветствия в жизни людей. Спросите, знают ли они, что значит наше русское приветствие «Здравствуйте!». Что они чувствуют, когда им говорят «Здравствуй»?

Разминка

Попросите ребят вспомнить приветствия других народов (украинское, английское, узбекское, немецкое, американское и др.). Перечислите как можно больше приветствий методом «мозгового штурма» (без комментариев и оценок). Попросите ребят постараться вспомнить к следующему занятию еще какие-нибудь варианты приветствий.

Скажите, что пока они будут изучать тему «Что такое толерантность», вы будете приветствовать их по-новому на каждом занятии, и они смогут узнать, как это принято делать у разных народов.

Работа по теме занятия

1

Раздайте каждому ребенку по веревке и предложите с ее помощью образовать свое пространство, «свою страну» (веревка будет служить границей).

» Дайте возможность детям поэкспериментировать с индивидуальным пространством и его границами. Наблюдайте за тем, что происходит.

2. Попросите ребят нарисовать свои страны.

3. Положите карандаши в центре комнаты. Чтобы взять их, ребятам придется покинуть свои границы. Возможно, они проявят интерес к чужим странам, захотят объединиться с кем-нибудь или «зайти в гости». Понаблюдайте за тем, как они это делают.

4. Когда вы увидите, что дети определились со своими границами и закончили рисовать, задайте им следующие вопросы:

— Хорошо ли тебе в твоих границах? В твоей стране?

— Хочешь ли ты зайти к кому-нибудь в гости?

— Хочешь ли, чтобы к тебе кто-то пришел?

— Хочешь ли расширить свои границы? Каким образом?

— Как ты себя чувствуешь, когда к тебе приходят без приглашения?

— Когда ты хочешь, чтобы к тебе пришли люди?

— Что должен сделать гость, чтобы ты его охотно пустил?

Предложите детям походить друг к другу в гости. Спросите детей: «Хотите ли вы объединиться с кем-нибудь в одну страну? » Если они захотят сделать это, предложите объединить границы, связав веревки. Количество детей в странах может быть разным.

5.

Спросите детей, было ли в поведении гостей, которые заходили в «их страны», что-то, что им не понравилось, заставило их рассердиться. Что это было? Почему их обидело поведение детей из других «стран»? Как, по их мнению, нужно было бы вести себя?

6.

Спросите ребят, какие реальные, настоящие страны они знают. Знают ли они маленькие страны, в которых живет только один народ? Знают ли они большие государства, в которых живет много разных народов? Что такое народ? Что такое национальность? Какие народы и националъности живут в России? Какие национальности живут в их регионе?

Заключительное обсуждение

I заключение, если останется время, составьте правила мирного сосуществования разных «стран».

Домашнее задание

Вспомнить некоторые известные приветствия, принятые в разных странах. Узнать, как точно переводится текст, который люди произносят, приветствуя друг друга. Что именно они хотят сказать?






See also:
Яндекс.Метрика