развитие воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники


МБОУ СОШ № 7

г.Узловая

тема по самообразованию:

Развитие воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники

учитель начальных классов:

Гладышева А.В.

Узловая, 2012 г.

содержание

Введение…………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические аспекты развития воображения у младших школьников…………………………………………………………………….8

Развитие воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема ……………………………………………………….8

Нетрадиционные художественные техники как средства развития воображения у младших школьников……………………………………..…17

Методы развития воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники………………………..25

Выводы по 1 главе………………………………………………………29

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники………………………………………………………………………….31

2.1. Определение уровня развития воображения у учащихся экспериментального класса………………………………………………………………31

2.2 Реализация методов развития воображения у учащихся первого класса через нетрадиционные художественные техники…………………….40

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию воображения младших школьников……………………………..48

Выводы по 2 главе……………………………………………………..….51

Заключение ………………………………………………………….….52

Библиографический список……………………………………………54

Приложение………………………………………………………………59

Введение

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции[24,С. 115].

Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие» [23,С.11].

Актуальность выбранной темы определена следующими проблемами:

1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. В первом классе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, т.к. никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

Современная школа должна быть ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка, что предполагает необходимость сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Таким образом, одним из мотивов использования нетрадиционных изобразительных техник является повышение творческо-поисковой активности детей.

Воображение принадлежит к числу главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Исследования отечественных ученых (О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцевой, Е.Е. Сапоговой) показали роль и значение образов в формировании понятий, место воображения в структуре креативного процесса, его функции в психическом развитии ребенка. Проблема сущности воображения и его психологических механизмов раскрыта в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Я. Дудецкого, А.В. Запорожца, Э.В. Ильенкова, Л.С. Коршуновой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина[39,C.84].

Между тем вопрос о природе детского воображения до сих пор остается предметом острых дискуссий в психологической науке. От его решения зависит выбор стратегии развивающего обучения школьников.

Все психологии, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии. При этом зарубежные исследователи (В. Штерн, Л. Дьюи др.) рассматривали воображение ребенка как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. В советской же психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, воображение рассматривается как функция, постепенно развивающаяся в процессе овладения различной деятельностью.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития воображения не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Сенситивность младшего школьного возраста для развития воображения и высокие коррекционные возможности нетрадиционных техник изображения определили выбор темы выпускной квалификационной работы.

В связи с вышеизложенным тема выпускной квалификационной работы определена следующим образом: «Развитие у младших школьников воображения через нетрадиционные художественные техники».

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие: с одной стороны многие ученые говорят о необходимости развития воображения младших школьников с помощью нетрадиционных изобразительных техник, а с другой — отсутствие в школьных образовательных программах по изобразительному искусству занятий с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в выявлении методов, способствующих развитию воображения у младших школьников.

Объект – развитие воображения младших школьников.

Предмет – методы развития воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники.

Цель – выявить и теоретически обосновать методы развития воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

Гипотеза – воображение у младших школьников при работе нетрадиционными художественными техниками будет развиваться эффективнее при использовании на уроках изобразительного искусства следующих методов: метода «эмоциональной настройки», метода «размышления об изображаемом», метода «оживление изображаемого».

В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы определить общетеоретические подходы к проблеме развития воображения у младших школьников;

Выявить методы развития воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники;

Определить исходный уровень воображения младших школьников;

Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность выделенных методов развития воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники.

Методы исследования:

Теоретические: анализ литературы, обобщение, сравнение, классификация;

Эмпирические: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ учащихся.

Исследование проводилось в МБОУ СОШ №7 г.Узловая. Принимали участие ученики 1 класса – 19 человек.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты

развития ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Развитие воображения младших школьников в психолого-педагогической литературе

Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г.Казакова и Л.Л.Кондратьева и др.).

Согласно М.В.Гамезо и И.А.Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». [14,С.35-38]

Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В.Т.Кудрявцев, Л.С.Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д.Столяренко, Б.М.Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л.С.Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы [12,С.34].

По мнению Э.В.Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи [27,С.210].

Итак, воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начла, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

Развитие — процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему[19, С.34 ].

Выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Активное воображение, в свою очередь, включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Пассивное воображение делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне).

Воображение – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом, которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности [12,С.144-145].

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы:

— комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование — это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ;

– агглютинация — создание нового образа из частей других образов («складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примерами могут служить классические персонажи сказок — кентавр, Змей Горыныч и др.);

– гиперболизация (или литота) — существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примерами могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик-с-пальчик

– схематизация — сглаживание различий между объектами и выделение основных черт сходства (в этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выделяются. Примером может служить создание образа амазонок у древних народов — воинственных женщин, презиравших мужчин.)

– типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных объектах (врач, учитель, рабочий);

реконструкция – когда по части, признаку, свойству «домысливается» целостная структура образа;

– акцентирование — выделение, подчеркивание какой-то части или детали образа (шаржи, карикатура) [18, С.155-157].

Механизмы воображения – это преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся:

– диссоциация — рассечение сложного целого на части;

– ассоциация — объединение диссоциированных элементов.

Охарактеризовав воображение как психический процесс, необходимо выделить особенности его развития в младшем школьном возрасте.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Функции воображения:

Представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации [33, С.266-267].

Первые годы обучения в школе характеризуются бурным развитием процессов воображения. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов [60, С.699] .

Л.С. Выготский сформулировал три закона развития творческого воображения.

1.Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировка это трудно, но можно.

Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства [12,С.14].

Воображение позволяет ребенку углублять и закреплять такие ценные качества личности, как смелость, решительность, находчивость, организованность; сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения, развивает и упражняет свои природные склонности. На долю воображения в детском возрасте выпадает воспитательная функция, смысл которой организовать поведение ребенка в таких формах, чтобы оно могло упражняться для будущего.

Воображение, имеющее важное значение для осуществления деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать.

В младшем школьном возрасте происходит постепенное превращение воображения ребёнка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (наглядность), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество.

Исследования Л.С. Выготского и его учеников показывают, что в младшем школьном возрасте все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того, чтобы владеть этими процессами, сознательно управлять ими, ребенку еще нужны некоторые внешние средства. Поэтому младшие школьники способны более последовательно и целенаправленно мыслить, рассуждая вслух. Речь является здесь тем внешним средством, которое организует воображение и мыслительную деятельность. Это доказывает важность такого метода, как словесное рисование при обучении детей 12, С.10.

Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей.

В тех случаях, когда по тем или иным причинам воображение оказывается у детей недоразвитым, они начинают сомневаться в существовании даже весьма реальных, но необычных вещей. Например, К.И. Чуковский писал, что когда в одной из школ повели с учениками разговор об акулах, кто-то из детей закричал: «Акулов не бывает!»40, С126.

В этом возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта.

Воображение дает ребенку возможность постичь окружающий мир.

Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, т.к. воображение способно создавать из опыта других людей новые образы. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах, тем более творческой будет его учебная деятельность.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково — символической формы сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям:

— по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления;

— по линии совершенствования операции воссоздающего воображения. Ребенок начинает создавать на основе имеющихся сказок, описаний, картин все более сложные образы и системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются, насыщенностью, эмоциональностью;

— воображение развивается, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно применяет их;

— воображение становится преднамеренным и опосредованным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче 5, С.14-15.

Появление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

Реконструктивное творчество;

Комбинаторное творчество;

Творчество по аналогии.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам и здесь уместно выделить три условия:

Желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть).

Достигнуть результата высшего класса.

Реализовать сверхзадачу (программу — максимум) – на грани фантастики 31,С.93.

Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Они развиваются с годами, очень медленно и очень постепенно.

Воображение, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего воображения (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – является сензитивным для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть деятельности осуществляют при помощи воображения. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основой которой также является воображение. Когда в процессе учебы учащиеся сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуется аналогия, опора при общем недостатке жизненного опыта, на помощь также приходит воображение.

Возрастные изменения следует учитывать при организации учебно-воспитательного процесса, а также при проведении диагностики. Основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность, т.к. чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает воображение.

Таким образом, значение функции воображения в психологическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психологического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию, самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Младший школьный возраст является сенситивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является подбор методов для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.

Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа всякой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его деятельность 12, С.48. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения младшего школьника, как залога его успешной и творческой учебной деятельности.

1.2. Нетрадиционные художественные техники как средства развития воображения у младших школьников

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения младшего школьника.

В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности маленького человека.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Одним из средств развития воображения младших школьников являются нетрадиционные изобразительные техники.

Термин «нетрадиционный» (от латинского traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными [ 29, С.36] .

В изобразительном искусстве под техникой (от греческогоtechnike – искусная и technе – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов [15, С.98].

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования). В процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т.п.)

Для развития воображения рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям младшего школьного возраста.

Для того чтобы развивать воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, младшие школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).

Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет младших школьников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Например: кляксография, ниткография, рисование вдвоем на длиной полоске бумаги, точечный рисунок, поролоновые рисунки, мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Виды нетрадиционных изобразительных техник:

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Можно использовать расчёску мелкую и зубную щётку. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография обычная.

Средства выразительности: пятно.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика