развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии через элементы занимател


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя образовательная школа №18» города Кирова

Развитие познавательного интереса

учащихся на уроках географии

через элементы занимательности

и игровую деятельность

Работу выполнила:

учитель географии МОАУ СОШ №18

Крук Марина Аркадьевна

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Обоснование выбранной темы.

2.Теоритичнеское рассмотрение вопроса

а) Познавательный интерес

-определение познавательного интереса

-стадии познавательного интереса (по Г.И. Щукиной)

-этапы развития интереса

-методы и приемы формирования познавательного интереса

-методы стимулирования чувства долга и ответственности в учении

-возрастные особенности при формировании познавательного интереса.

б) Познавательная деятельность

-определение познавательной деятельности

-организация деятельности

-интерес к деятельности

-значение

в) Познавательная активность

элементы системы средств активизации

-успех в труде

3.Из опыта работы по данной теме

-игровые элементы

-игры

4.Вывод.

Изучение вышеуказанной темы выбрала не случайно. Несмотря на старания при подготовке к урокам, тщательно продумывая содержание, осуществляя выбор форм и методов каждого занятия не чувствовала удовлетворения от результатов работы. Кажется, и уроки проходят в высоком темпе, а интересует материал не всех детей. В чем тут дело?

В поисках ответа на вопрос «Как учить?» обратилась к методической литературе, стала изучать опыт своих коллег, посещала открытые уроки и мероприятия учителей других школ. Изучила теорию Щукиной Г.В. «Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся», проанализировала опыт замечательного психолога и учителя — экспериментатора Ш.А. Амонашвили, ознакомилась с работой Т.И. Шамовой «Активизация учения школьников» и поняла: активность личности зависит от организации активной познавательной деятельности учащихся в школе.

Познавательный интерес авторами рассматривается как избирательная направленность школьника, обращенная к области познания в определенной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.

Познавательный интерес — важнейшее интегральное образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях, то есть наличие не присуще человеку от рождения.

Г.И.Щукина выделила стадии развития познавательного интереса:

1. Любопытство — это начальная стадия проявления интереса, избирательное отношение, которое обусловлено чисто внешним раздражением, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.

Любопытство связано с новизной ситуации, с занимательностью того или иного предмета. Интерес может исчезнуть, если исчезнет внешний раздражитель.

2. Любознательность проявляется в стремлении человека проникать за пределы увиденного. Любознательный школьник не ищет легких задач.

Любознательность связана со стремлением знать больше того, что обычно дается на уроке. Ученик выясняет вопросы, возникающие при изучении объекта.

3. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, яркой избирательной направленностью ученика на конкретные учебные предметы, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

4. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием ее как инструмента познания.

Существует три этапа развития интереса:

1. Возникновение эпизодического переживания.

(Учитель раскрывает перед учениками смысл своего предмета, увлекая содержанием, заинтересовывает детей, побуждает активность учеников, заставляет мыслить, искать ответ)

2.Эмоционально-познавательное отношение к предмету.

(Побуждает учащихся интересоваться поставленными на уроке проблемами. Интерес становится устойчивым)

3. Направленность личности.

(Интерес изменяет весь образ жизни школьника. Он все свое свободное время посвящает приобретению дополнительных знаний, встречается с людьми, интересующимися теми же проблемами.)

Методы и приемы формирования познавательного интереса характеризуются, по мнению Г.И. Щукиной, тремя моментами:

1.Положительными эмоциями по отношению к деятельности;

2.Наличием познавательной стороны эмоций;

3.Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Эмоциональное состояние всегда связно с переживанием душевного волнения, которое выражается в отклике, сочувствии, радости, гневе, удивлении.

Оно характеризуется следующими приемами:

-создание ситуаций нравственного переживания

(В курсе географии, например, говорим о росте детской смертности по разным причинам)

-создание на уроке ситуаций занимательности, использование на уроке загадок, кроссвордов, «занимательных аналогов».

(Например, фасеточные глаза насекомых явились прообразом радарной системы)

-анализ отрывков из художественной литературы

(У Жуль Верна есть много интересных примеров, которые можно использовать на уроках при изучении курса физической географии, а так же отрывки из дневников Великих путешественников)

-удивление

(Например, взрослое дерево за сутки производит 180 литров кислорода, а человек за это же время потребляет в зависимости от активности 360-800литров кислорода)

-сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений

(Например, житейское толкование: чем выше поднимаемся в горы, ближе к Солнцу, тем должно быть теплее. А наука доказывает обратное: с поднятием вверх температура воздуха понижается)

-художественность, яркость, эмоциональность речи учителя

-анализ жизненных ситуаций

(Например, при изучении почв нашего края рассматриваем правильность возделывания земли на своем приусадебном участке, виды подкормки и получения при этом урожая)

-создание ситуации успеха в обучении. Она особенно важна для школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе.

К методам стимулирования чувства долга и ответственности в учении относятся:

а) разъяснение школьникам общественной и личной значимости учения;

б) предъявление требований;

в) приучение к выполнению требований;

г) поощрение за спешное добросовестное выполнение своих обязанностей;

д) оперативный контроль за выполнением требований.

При формировании познавательного интереса необходимо учесть возрастные особенности учащихся:

У младших школьников — сильное эмоциональное отношение к окружающей действительности, широта интересов.

Подростки импульсивны по отношению к интересующей их действительности.

Познавательный интерес старшеклассников — это направленность их интересов к человеку, его месту в мире, его отношению к другому полу.

Успешность обучения зависит не только от уровня сформированности умственных действий и навыков, способов мыслительной деятельности и запоминания учебного материала, но и от развития мотивационно-потребностной сферы личности школьника. Ребенок должен не только уметь учиться, но и хотеть это делать. Желание учиться, положительное отношение к учебе и знаниям, к школе побеждается многими потребностями и мотивами, которые формируются и воспитываются при правильно организованном обучении.

В зависимости от мотивационно-потребностной сферы идет развитие познавательных интересов, способностей, умений, навыков, привычек, характера школьника. Развитие познавательной потребности идет от элементарной жажды впечатлений в младенчестве до целенаправленной познавательной деятельности взрослого человека.

Познавательная деятельность-это глубокий, тонкий процесс усвоения знаний, умений, которые постепенно усложняясь, позволяют в своем движении развивать духовные силы школьников, подниматься в познании на более высокий уровень, приближаться в овладении истиной все более полно и глубоко.

При обучении важно учитывать уровень знаний и умственных навыков учащихся данного возраста и уровень возможностей их обобщения, осмысления, подготавливая учеников к восприятию того нового, что несет с собой каждая ступень обучения.

Как же должна быть организована эта деятельность?

Что для этого необходимо?

Для всех уроков, вызывающих интерес, являются следующие моменты:

Возникновение противоречия между известными прежде закономерностями и сообщаемыми новыми фактами, «вживание» учащихся в поставленную задачу или вопрос; или рождение у него своего вопроса, пробуждение потребности и желания его решить, понять противоречащие факты с точки зрения изучаемых закономерностей.

Учащиеся входят в ситуацию поиска ответа на поставленный вопрос или для решения задачи, стремятся к раскрытию научной «загадки». Так они вовлекаются в поисковую деятельность, эмоционально положительно окрашенную. В зависимости от содержания темы, конкретных условий построение урока может быть тем или иным. В зависимости от возраста учащихся и подготовленности их к активной мыслительной деятельности допускается та или иная степень самостоятельности поиска. Путь поиска, радость достижения не только учат, но и воспитывают учащихся.

Нередко учитель вводит учащихся в историю решения научной проблемы, вовлекает их в размышления ученого, исследователя, у которого возник научный вопрос.

Учитель привлекает учащихся к самостоятельному решению вопроса путем организованной работы, постановки эксперимента и т.д.

(Например, в Африке Сахара — самая большая пустыня мира ежегодно увеличивается в размерах до 10 км на юг. Найдите эффективные пути решения для предотвращения этого процесса)

Урок-исследование с элементом экспериментирования, подтверждающего или опровергающего предположения, высказанные учащимися, или экспериментальное решение возникших у них вопросов, опытная проверка выраженных ими сомнений неизбежно приводит к возникновению познавательного интереса. Конечно, это отнюдь не значит, что поисковые задачи должны решаться на всех уроках. Однако, периодическое включение в урок решения познавательных задач или поискового метода необходимо.

Участвуя в самостоятельном, заинтересованном мыслительном поиске, учащиеся не только лучше усваивают материал, но и сами меняются: это уже не пассивные исполнители, а активно ищущие, жаждущие знания деятели.

Наряду с овладением новой системы знаний возникает и новая система мышления. Интерес повышает интенсивность мыслительной работы, мобилизует внимание, снимает утомление все, что приводит к повышению качества усваиваемых знаний, к их расширению и углублению (утверждают А.И.Архипов, М.Ф.Морозов, Н.Г. Морозова, Д.Э. Бауман и др.)

Интерес к деятельности влияет не только на характер, но и на всю личность человека. Это показали в своих исследованиях ученые А.Г. Ковалев, Г.И. Щукина,

В.Г. Иванов. Познавательный интерес делает человека ищущим, жадным к знанию, труду, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Его дальнейшее самообразование под влиянием интереса приобретает большие перспективы.

Таким образом, труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях:

-он повышает качество знаний;

-продвигает ребенка в общем развитии;

-помогает преодолевать трудности;

-вносит радость в жизнь ученика;

-влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы;

-способствует продолжению образования;

-поднимает личность ребенка на более высокую ступень.

Сознательное и прочное овладение знаниями осуществляется в активной деятельности учащихся на уроке.

В чем же заключается принцип познавательной активности?

Познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

И действительно, целью обучения является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование качеств личности школьников. Одним из таких качеств личности является познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Познавательная активность не является врожденной чертой, она формируется в процессе деятельности.

Элементами системы средств активизации познавательной деятельности являются:

-учебное содержание;

-методы;

-методические приемы обучения.

Стержневыми элементами являются:

-целевая установка урока и его этапов;

-вычленение главного содержания, необходимого для усвоения;

-установка на его запоминание;

-контроль за ходом усвоения знаний.

Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи — необходимые слагаемые успеха в обучении. Успех в труде — это основа взаимопонимания между учителем и учениками. Без тесного контакта, душевной близости, взаимного понимания многого не добиться. Сотрудничать с учениками — это умение объединить интересы и усилия всех в решении познавательных задач. При доброжелательной форме общения ученик чувствует себя не объектом педагогического воздействия, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Сотрудничество и советы учителя

способствуют добровольному включению школьников в учебный процесс.

Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает передачу, восприятие, осмысление, запоминание учебной информации, и ее практическое применение. В соответствии с этим в своей практике применяю:

а) словесные методы (рассказ, лекцию, беседу и др.)

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация коллекций, муляжей и др.)

в) практические (упражнения, лабораторные и практические работы)

Познавательную деятельность учащихся организую как репродуктивным, так и проблемно-поисковым методом. В основе такого урока лежит противоречие, которое возникает от того, что ученик не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс

действительности, не может достичь цели известным ему путем.

Например,

«Почему в пустыни Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в сухих районах Сахары?»

«Австралия и Южная Африка находятся в одних и тех же климатических поясах. Почему же коренным образом отличается животный и растительный мир двух этих материков?»

Вопрос становится проблемным, если:

-имеет логическую связь с ранее усвоенными понятиями и представлениями.

-содержит в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного.

-вызывает чувство удивления.

На уроках учитель использует разные виды познавательных задач:

1. Учитель выдвигает утверждение о какой-либо особенности объекта. Ученики должны подобрать примеры, конкретизировать утверждение учителя.

(Лесная полоса. Для чего необходим лес человеку?) Работу выполняют в группах. Заслушивается мнение учащихся. Домашнее задание: выполнение графического рисунка с использованием иллюстративного материала.

2.Учитель сообщает определенные факты, учащимся надо сделать вывод или объяснить это явление.

(Из-за неправильного выпаса скота пустыня Сахара расширяет свои границы. Почему?)

На уроках рассматривается не только факт и причины, но и пути решения данной проблемы. Что играет немаловажную роль в развивающем обучении)

3.Учитель предлагает рассмотреть явления природы, находящиеся в причинной зависимости. Учащиеся должны установить причины и следствия, сделать географический прогноз.

(Плодородие почвы можно повысить. Какие почвы распространены в Кировской области?

Что необходимо сделать, чтобы увеличить урожай на полях)

Познавательная активность возрастает за счет поставленной перед учащимися цели. Им самим необходимо найти ответ на поставленный вопрос. В процессе этой деятельности каждый ученик включается в работу.

Например, предлагается составить памятку: «Правила поведения в походе»

Работа проходит в микрогруппах.

1 группа разрабатывает «Правила поведения в лесу».

2 группа разрабатывает «Разведение костра»

3 группа разрабатывает «Правила поведения около водоема»

При такой работе решаются не только дидактические цели, но и воспитательные:

стремление к сотрудничеству, к взаимной помощи и совместному обсуждению учебного материала. Хотя бы иногда участвуя в самостоятельном мыслительном поиске, учащиеся не только лучше усваивают материал, но и сами меняются. Это уже не пассивные исполнители, а активно ищущие знания деятели. Конечно, нельзя во всех случаях организовывать самостоятельный поиск школьников, необходимо как можно чаще разнообразить методы и приемы на уроке. Тогда учебный процесс будет интересным, увлекательным и познавательным.

При изучении темы «Природный комплекс» вспоминаем природные сообщества (межпредметная связь с биологией). Ребятам необходимо составить пищевую цепочку и доказать, что в природе все взаимосвязано. А при нарушении одного из компонента пищевой цепочки, может произойти непоправимое — катастрофа.

Например,

1.В 1960 году в нашей стране на Таймыре была объявлена война волкам. Их истребление

привело к увеличению заболеваемости оленей.

2.В Беловежской пуще избавились от хищных птиц: сов, ястребов, орлов.

Но тут же заметили численность глухарей значительно сократилась.

На уроках вместе с детьми рассматриваем, как человек необдуманными своими действиями нарушает природное равновесие, что приводит к плачевным результатам. Перед учителем должна стоять точная цель: воспитать высокую экологическую культуру школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание. С этой целью профессором кафедры природоведческих дисциплин и экологии Ровенского педагогического института были разработаны фенологические и экологические рассказы, которые я использую в работе.

Такой рассказ приурочен к определенному сезону года или даже месяцу. В него включены от 8 до 12 ошибок, которые дети при чтении должны отыскать. Мало отметить ошибки, надо еще объяснить, почему так не бывает (Приложение №1).

На уроке надо рассматривать не только теоретические вопросы, но и проводить практические работы и опыты:

1.Закопать картонную коробку, бумагу, полиэтилен, консервную банку на 2-3 месяца в землю, а затем определить степень биологического распада (долгосрочный опыт)

2.Определить пропускную способность песчаной и глиняной почвы (моментальный результат)

На уроках географии множество практических работ, связанных с умением работать с планом и картой.

Например,

1.Ваш друг уехал во Владивосток. В каком направлении от Москвы находится этот город, определи расстояние от Москвы до Владивостока.

2. Определи географические координаты крайних точек материка.

Для того, чтобы учение было в радость, на уроках нужно использовать наглядность, игровые моменты и игру. Игровые методы и приемы обучения позволяют успешно решать задачи актуализации знаний, применения их на практике, активизации познавательной деятельности. Разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов, загадок, головоломок, криптограмм – все это помогает разнообразить урок, делать его более увлекательным и интересным. Как правило, учителя и методисты считают дидактической игрой разного рода задания, данные в нестандартной занимательной форме.

Игра — один из видов активной деятельности в равной степени, способствующий как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности.

Структура игры:

А) цель

Б) средства

В) продуманный процесс игры

Г) подведение результатов

Положительные стороны игры:

1.Творческая атмосфера

2.Раскрепощение резервов человеческой психики.

3.Отсутствие шаблона и рамок ограничений

4.Нейтрализация чувства тревоги

5.Облегчение межличностного общения

6.Стирание ощущений трудности и невыполнимости учебных задач

7.Организация положительного влияния на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей.

Требования к проведению игры:

-игра должна быть доступна

-цель игры должна быть достижима

-эмоциональность

-элемент соревновательности

-подведение результатов

Сюжетом игры является воспроизводимая в ней действительность. Игра предполагает распределение в ней соответствующих ролей и игровые действия, связанные с решением поставленных задач. Наиболее распространенным сюжетом игры в практике обучения географии являются разного рода путешествия. Такая учебная игра способствует расширению кругозора учащихся, более успешному усвоению учебного материала, формирует умение представить окружающую природную обстановку, синтезировать знания, полученные из разных дисциплин, и применять их к конкретной территории. Это — путешествие вокруг материка или между определенными точками его по меридианам или параллелям. От участников игры, в зависимости от поставленной задачи, требуется определиться в названии и вспомнить определенные объекты, встречающиеся по пути маршрутов. Учащиеся могут выступать в роли телекомментатора, наблюдателя, путешественника. Такая игра может быть организована, как при изучении нового материала, так и при закреплении знаний.

Например,

Игра-путешествие «Вокруг Африки». В такой игре можно использовать фишки, флажки и обязательный элемент – географическая карта.

В последнее время в методике обучения географии получили распространение деловые игры, связанные с обоснованием рационального размещения производства, развитием района. Оценкой природных условий, ресурсов для развития производства и жизни населения. Такого типа игра может планироваться как форма изучения отдельных регионов страны, особенностей их природы, хозяйственного освоения.

Например,

Деловая игра.

Классный коллектив – это комплексная экспедиция.

Задача экспедиции: дать хозяйственную оценку природным условиями ресурсам Западной Сибири на основе материала учебника, карт, дополнительной литературы.

В состав экспедиции входят следующие специалисты:

-геоморфолог -гидролог

-геолог -почвовед

-климатолог -биолог



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика