развитие орфографической интуиции при обучении детей с проблемами слуха


РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Орфографическая грамотность – эта задача была, есть и будет одной из главных в обучении русскому языку. Это составная часть нашей общей языковой культуры, и основы грамотного письма закладываются уже в начальной школе. Сведения о русском языке, в особенности орфографические правила, словарные слова, изученные в раннем возрасте, воспринимаются в течение всей жизни человека как непреложная истина, как аксиома, не подвергаемая сомнению. В дальнейшем эти усвоенные с ведения ощущаются человеком как врожденная грамотность, т.е. человек пишет правильно не задумываясь, не вспоминая каждый раз изученные в детстве орфограммы, руководствуясь одним подсознанием.Но ведь можно привести сколько угодно примеров, когда ученик знает правила, приводит примеры, а при письме допускает большое количество ошибок. Значит, усвоить и даже осмыслить правила – еще не значит избавиться от проблем с орфографией.Еще больше трудностей возникает при обучении так называемым непроверяемым написаниям, которые вообще не подчиняются никаким правилам. Эта проблема особенно актуальна для наших детей, испытывающих трудности с восприятием речи на слух. Анализ работ по русскому языку показал, что обучение грамотному письму по традиционной методике неэффективно. Попытки разнообразить процесс обучения ничего не изменили. Стала искать способы и приемы обучения непроверяемым написаниям, которые бы учитывали психофизиологические особенности наших учащихся.Основной контингент нашей школы – это глухие и слабослышащие дети. К нам они поступают с разными исходными данными. У таких ребят преобладает зрительный способ восприятия информации. Основной вид внимания и памяти – непроизвольный. Эти особенности внимания и памяти решила использовать при обучении непроверяемым написаниям. Общеизвестно, что многие люди не делают ошибок в словах , которых они не помнят, не знают, специально не изучали их написание. Все дело в том, что у некоторых людей легко осуществляется доступ к информации, лежащей на подсознательном уровне: в подсознании человек способен хранить зрительный образ каждого слова , которое видел хотя бы раз в жизни. В этом случае речь идет об орфографической интуиции, в основе которой лежит непроизвольное внимание и память. Орфографическая интуиция, как и любое свойство человеческой психики, вещь развиваемая. Значит, развивая интуицию, можно обучать письму без ошибок. Развитие орфографической интуиции как метод обучения грамотному письму был предложен еще в 19 веке выдающимся методистом Дмитрием Ивановичем Тихомировым. Считаю, что этот метод, как и сам Д.И. Тихомиров, незаслуженно забыты. Его идеи и сейчас созвучны тем тенденциям, которые прослеживаются в современной методике. В свей работе «Чему и как учить на уроках родного языка» он разработал оригинальную методику обучения орфографии без правил. За этот труд в 1888 году Тихомиров был награжден Петербургским комитетом грамотности Большой золотой медалью. Как и большинство педагогов того времени, он считал, что изучить все правила невозможно: если собрать все правила только по глаголу, то их более двухсот. Кроме того, Тихомиров был убежден, что теоретическое изучение языка в раннем возрасте вредит мышлению ребенка и отдавал предпочтение развитию орфографической интуиции. В основу своего метода он положил особенность человека усваивать информацию непроизвольно, на подсознательном уровне. Вот что он писал: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок писал грамотно, заставляйте его читать как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем». Другой известный методист Петр Семенович Тоцкий в своей работе «Орфография без правил» применил теорию Дмитрия Ивановича Тихомирова и разработал ряд методических приемов по развитию орфографического чутья. К таким приемам он отнес орфографическое чтение и показ правильного написания слов. Суть этого метода состоит в том, что учитель произвольно отбирает от 5 до 10 ( в зависимости от возраста и уровня развития ребенка) непроверяемых слов, пишет их крупным шрифтом (высота букв 4 см), красным цветом помечает «опасные» буквы. В начале урока карточки поочередно показываются классу в течение 5-10 минут. Установка на запоминание не ставится. Учащиеся читают слова по слогам, потом бегло. Читаются слова орфографически, т.е. так, как пишутся, без соблюдения орфоэпических правил. Через неделю эти слова включаются в словарные диктанты (зрительные, с пропуском непроверямых орфограмм). Одним из главных условий, способствующих успешному запоминанию , является систематичность. Сравнительные данные говорят о том, что работая по методике, разработанной Тихомировым и Тоцким, можно добиваться положительных результатов. К концу года учащиеся могут правильно писать даже те слова, которые им не показывали, причем это слова с неизученными и непроверямыми написаниями. Можно предположить, что это ребята с более глубоким уровнем орфографической интуиции. Они способны переносить имеющийся орфографический опыт на слова, которые до сих пор были вне границ этого опыта. Во всяком случае, эта методика заслуживает внимания и всестороннего изучения. Идея Д.И.Тихомирова – обучать орфографии без правил или хотя бы свести их к разумному минимуму, очень актуальна в наше время. Большинство орфографических правил нуждаются в унификации, многие из них не согласуются с фонетикой современного русского языка и являются, по сути, историческими написаниями, которые с трудом воспринимаются учащимися. Многие написания вообще восходят к индоевропейскому языку-основе. Тихомиров Д.И. был одним из первых, кто указал на необходимость упростить и сократить систему орфографических правили основную роль в обучении орфографии отвел развитию орфографической интуиции как методу, основанному на учете психофизиологических особенностей человека.






See also:
Яндекс.Метрика