разработка урока по окружающему миру 2 класс Неживая природа весной


Тема: Неживая природа весной.

Цели:

Формировать понятия о неживой природе весной.

Развивать образное мышление и поэтический вкус.

Прививать любовь к родной природе.

Оборудование: схемы, картинки для раскраски, картина Левитана «Большая вода», карточки, пословицы, слова, народные приметы.

Ход урока:

Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, 2 урока в одном — природоведение и чтение.

Тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадку.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей

Пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

— Да, сегодня мы будем говорить о весне.

— Попробуйте определить тему нашего урока.

— Какие задачи можем поставить? (после ответов открывается 1слайд)

Наша задача – выявить признаки весны в неживой природе. А помогать нам будут стихи известных авторов, которые мы читали на уроках чтения, внеклассного чтения и русского языка. Через красоту стихов мы будем учиться выражать свои чувства. А сейчас послушайте, сосредоточьтесь и постарайтесь выполнить правильно задание.

Повторение пройденного. (2 слайд).

Дан ряд слов, которые обозначают предметы живой и неживой природы. Ваша задача правильно расположить в колонки. (Работают 2 ученика с интерактивной доской)

Класс работает по индивидуальным карточкам. (Подчеркнуть предметы неживой и живой природы)

Проверка.

— Что можно сказать о ребятах, которые работали у доски?

— Кто такой же молодец?

(3 слайд картинки)

Много чудес приготовила Природа — волшебница. Одно из них — смена времен года. Вы спросите: почему это чудо? А разве нет? Каждый год, один сезон сменяет другой. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса и сказки.

А самые волшебные сказки бывают весной.

Закройте глаза и послушайте (звучит запись голосов птиц, шум деревьев).

Чем не сказка. Приятно было бы сейчас оказаться в этом месте и посмотреть на эти чудеса.

Новый материал.

Давайте мысленно побываем на улице и посмотрим — что там?

— Что мы услышим и увидим?

— Давайте послушаем, что там за окном?

Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего дня.

Фономинутка (прогноз погоды)

А сейчас воспользуемся тем, что сказали и попробуем выразить свои чувства.

Закройте глаза и шепотом произнесите слово «Весна».

— Какое чувство возникло у вас?

— А настроение у вас поменялось? (4слайд) (появляются слова – настроения)

(5 слайд портреты поэтов)

Многие известные поэты посвятили свои прекрасные произведения этой прекрасной поре. Обратите внимание, как поэты создают яркие, зримые образы с помощью слов, как передают настроение. Сегодня мы их услышим.

Стихи Ф. Тютчев «Еще природа не проснулась»

В. Маяковский «Несется клич во все концы»

— Какие картины вы представлялись?

— С каким чувством поэты описывают приход весны?

— Какое настроение передают авторы своими стихами?

— Созвучны ли стихи авторов с нашими настроениями и чувствами?

Словарная работа.

«Все нудит зиму вон….»- как понимаете это выражение?

IV.Составление устного журнала «Весна»

Весна — самое светлое время года. Также как осень и зима, весна делится на несколько периодов. Сейчас мы будем составлять устный журнал, который называется «Весна». Наш журнал расскажет о приметах весны в неживой природе. А выявлять эти приметы мы будем из стихов известных нам авторов и наша задача их услышать, выделить. И к концу урока у нас должна получиться таблица с признаками весны в неживой природе.

Итак, открываем первую страничку нашего журнала, которая расскажет нам о самых интересных приметах ранней весны.

Стихотворение «Зима сменяется весною»

— С каким чувством передано это стихотворение?

— Какое чувство вы испытывали. Когда слушали эти строки?

— Какие приметы неживой природы вам запомнились из этого стихотворения?

— Почему солнышко стало ясней?

Обобщение: какие признаки прихода ранней весны необходимо открыть в таблице?

Если дни стали длиннее, ночи короче, солнце стало яснее, так начинается первый этап приход весны.

Первая страница. Весна света.

А еще в народе говорят «предвесенье» (6 слайд)

Физминутка

Послушайте следующее стихотворение С. Я. Маршак «Март».

— О каком признаке весны в неживой природе, рассказывает нам С.Я. Маршак? (…Рыхлый снег темнее в марте…)

— Какой вывод можно сделать? (открыть в таблице признак) (7слайд).

Снег становится рыхлым и начинает подтаивать. Значит, начинается 2 этап весны, и мы открываем вторую страницу нашего журнала.

А сейчас нужно быть очень внимательными, чтобы выделить и запомнить все признаки неживой природы в произведении.

— Какие картины вы увидите в следующих стихах.

Стихотворение «Уж тает снег, бегут ручьи».

— О каких изменениях в природе сообщил нам автор в своем стихотворении?

— Какое настроение он передал?

— Как вы понимаете строки:

Уж тает снег, бегут ручьи….

….Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало….

А сейчас посмотрим мини – сказку «Сосульки».

— Почему же заплакали сосульки?

Итак, появились сосульки, они словно плачут.

— Как по – другому, можно назвать это явление?

(7слайд следующий признак слово «капель»)

Стихотворение С.Я. Маршак «Апрель».

— В какое время начинается капель?

— А что еще бывает в это время на речках, вы узнаете из стихотворения «Ледоход» С.Я. Маршака.

(7 слайд «ледоход»)

— Как вы понимаете выражение: Лед идет, лед идет! Вереницей длинной.

— Какие слова находит автор, чтобы изобразить разные цвета льдин, сменяющих друг друга?

— Что радует нас и автора?

— Можно ли в это время играть на реке?

— Какие слова помогают нам увидеть весенние воды?

Тает снег, лед, бегут ручьи и наступил новый период весны.

— Какой?

(7 слайд «снеготай»)

Вторая страница. Весна воды.

Картина Левитана «Весна. Большая вода».

— Что вы видите на картине?

— Как это можно назвать?

(7 слайд «половодье»)

Обобщение: что происходит на втором этапе в неживой природе весной?

— Что еще происходит от весеннего тепла?

Сейчас мы откроем следующую страницу нашего журнала и узнаем это из стихотворения.

«Весна»

— Как весна шагает к нам?

— Что появляется на земле?

— Как понимаете это слово?

(7 слайд «проталинки»)

Появляются проталинки, и наступает следующий этап весны.

— Как вы думаете, как он будет называться и почему?

Третья страница. Пестрая весна.

— Где можно увидеть первые проталинки?

— Что происходит с почвой?

Это следующий признак наступления весны – оттаивание почвы.

Итак, освобождаются ото льда водоемы, прогревается почва. А за счет чего это происходит? ( прогревается воздух)

Значит следующий признак весны в неживой природе – это повышение температуры воздуха.

Так как повышается температура, что наступает? – потепление.

И мы открываем четвертую страницу нашего журнала.

Четвертая страница. Серая весна.

— Как вы понимаете это выражение?

Еще этот период называют «голая» весна (7 слайд)

Задание: раскрасить рисунки так, чтобы было видно и понятно, что это голая весна. Выставка рисунков.

— А какие осадки выпадают весной? Это еще один признак наступления весны в неживой природе.

Какая еще бывает весна, и как называются ее периоды, мы узнаем на следующем уроке.

Обобщение:

Перед нами появилась таблица с признаками наступления весны в неживой природе. Посмотрите, какие признаки мы с вами выделили.

(7 слайд) Солнце выше

Дни длиннее

Прогревается и оттаивает почва Темный, рыхлый снег; освобождается

ото льда водоемы

Прогревается почва

Потепление Снег сменяется дождем

Закрепление.

Работа в тетради № 38.

Рефлексия.

— Какую цель вы ставили на уроке?

— Вам удалось достичь поставленной цели?

— Каким способом вам удалось достичь цели? (Наблюдением, рассуждением.)

— Мы начали сегодняшний урок с разговора о настроении. Какое у вас сейчас настроение? Покажите (индивидуально каждый).

— Вы довольны своей работой?

— Оцените свою работу на уроке.

— Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, поставьте себя на лесенку успеха.

— Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю? О чём это говорит?

-Все вы на уроке очень хорошо потрудились. Я с вами согласна, ребята. Вы объективно оцениваете свою работу и работу друг друга.






See also:
Яндекс.Метрика