разработка урока изобразительного искусства по теме Сказка зимнего леса для 2 класса по


Урок изобразительного искусства во 2 классе

Тема. «Сказка зимнего леса»

(по программе В.С. Кузина)

Цель. Формирование духовного мира учащихся через восприятие произведений изобразительного искусства, музыки, поэзии.

Задачи. 1. Познакомить с видами пейзажа, учить изображать деревья, используя возможности работы гуашью.

2. Формировать композиционные чувства, развивая цветовое восприятие, творческие возможности; развитие кругозора через использование произведений искусства.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы, художественный вкус, любовь к родной природе.

Оборудование.

Для учителя:

— репродукции И. Шишкина «Зима», К. Юона «Зима», И. Грабарь «Февральская лазурь»;

— фрагменты музыкальных произведений П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев», Г.Свиридова «Тройка»;

— репродукции или фотографии с изображением зимнего леса;

— рисунки деревьев;

— альбомные листы, кисти, баночка с водой, палитра, гуашь, акварель, салфетки;

— таблички с напечатанными словами «пейзаж», «пейзажист»;

— образец учителя

Для учащихся:

— лист тонированной бумаги, кисти, акварельные краски, палитра, баночка с водой, салфетка, клеёнка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Музыка Георгия Свиридова пригласила нас на интересный урок.

— Сейчас я вам прочту небольшой текст, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь.

«Всё куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи

заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья?

Где вы, кусты и травы? Где вы, быстрые бабочки? Льды

закрыли озера, снега укутали землю. Солнце все ниже и ниже.

А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа…»

– Итак, о каком времени года эти строки? (О зиме)

– Как догадались? Докажите.

2. Устное рисование.

Попробуем представить лес зимой.

Работать предлагаю в ресурсном круге всем желающим детям. (ученики выходят, встают в замкнутый круг вместе с педагогом)

Задание: Представьте, что вы оказались в зимнем лесу, назовите

тот образ, который вы увидели…

Соедините свой образ со звуками зимнего леса, проговорите… Соедините увиденный образ, услышанный звук с чувством, который вы испытываете…

Молодцы, что было труднее: увидеть, услышать или почувствовать? Спасибо за работу, садитесь.

3. Беседа о красоте зимней природы.

— Я хочу вам показать знакомую красоту зимнего леса.

3.1. (Просмотр мультимедийной презентации с изображением природы зимой: включение репродукций И.Грабарь, К. Юона, фотографий, на фоне музыки П.И. Чайковского)

Серебристо – белым пушистым ковром снег устилает землю, осыпает ветки деревьев. Бело – серое небо почти сливается с землёй. И вокруг всё сказочное. Сама сказка таится вокруг.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится.

И на землю тихо,

Падает, ложится.

3.3. Беседа по выставке журнальных иллюстраций.

— Прислушайтесь, какая тишина в лесу зимой. Редко можно услышать только стук дятла или щебет сороки.

— Скажите, страшно в таком лесу?

Конечно, нет. Вьюга немало потрудилась, намела сугробы. Посмотрите, какие красивые деревья, заворожённые тишиной, окутаны снегом, переливаются разноцветными красками в лучах зимнего солнца, а засыпанные снежные пни, как праздничные торты.

— Выскажите свое мнение о том, как сохранить эту красоту и показать нашим потомкам? (сфотографировать, нарисовать…)

3.4. Беседа по репродукции пейзажа И. Шишкина «Зима».

Нужно уметь видеть эту красоту природы взглядом.

И поэтому художники не могут остаться равнодушными к такой красоте: к зимним уголкам природы.

пейзажист

пейзаж

— Скажите, а как называется изображение природы?

— А художника?

Перед вами репродукция пейзажа русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима»

Приходилось ли вам бывать в таком лесу? А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж?

«… Всю ночь кругом метель шумела

И только смолкла пред зарёю,

По утру лес стоит весь белый

Окутан пышной пеленою…»

И действительно ночью бушевала метель. Какими стали деревья?

На массивных тёмно – коричневых стволах деревьев хлопья снега. Снег окутал раны нанесённые вьюгой и посыпал мягким пушистым одеялом. Молодые сосенки одел в тёплые шубы. На голые ветки кустарников надел снежную бахрому. Стало тихо, спокойно. Нигде даже веточка не шелохнётся, сучок не треснет. Лес, словно замер.

«И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…»

Да, лес заколдован, как будто «спит под сказку сна». Только лишь маленькая птичка устроилась на ветке сосны.

— Как бы вы назвали пейзаж И. Шишкина?

4. Сообщение темы, цели урока.

Мы сегодня с вами будем пейзажистами. В работах попробуем передавать красоту зимнего леса.

Как бы вы назвали тему сегодняшнего урока.

Тема урока «Сказка зимнего леса», а без чего не может быть леса? (без деревьев).

— Давайте поставим задачи на урок.

— Научиться изображать деревья зимой

— Учиться подбирать краски, пользоваться гуашевыми красками.

— Работать аккуратно

Итак, мы можем стать художниками –   волшебниками, попасть в сказку и затем ее изобразить.

5. Объяснение нового материала.

— Какие краски у зимы?

Вот почему наши альбомные листы тонированы.

-Как расположим лист бумаги? (вертикально)

— Почему? (деревья вытянуты в верх)

Альбомный лист для работы я положила вертикально, чтобы передать в работе высоту деревьев.

— С чего начнём изображение дерева? (со ствола)

На палитре разведу краску для изображения дерева– фиолетово – коричневую и пишу этой краской ствол.

А я увидела в лесу огромное дерево, которые своей высотой

как будто упираются в небо. (одновременный показ педагогом на доске) Он может быть слегка искривлен, совсем прямым быть не может. Изображаем его снизу вверх, от широкого к узкому.

— Прорисовываем ветки, одни крупные, другие чуть тоньше. Но самое главное они растут от ствола. А не отдельно от него.

Если вы хотите изобразить берёзку, например, на опушке леса или в лесу, то, как художник вы должны сначала найти нужный цвет для изображения ствола. Не чёрный, а оттенки фиолетово – коричневые, синевато – чёрные.(показ)

От ствола в разные стороны отходят тонкие ветви. Их изобразите лёгкими линиями, плавно изгибающиеся, опускающиеся к низу, образующие ажурную гирлянду.

Рябину вы уже умеете изображать.

На моем рисунке (образец рисунка дан в приложении к уроку) маленькие ёлочки защищены от метели, их пышную крону окутал снег.

Для изображения заснеженных деревьев вам поможет белая краска, которую можно смешать на палитре с другими цветами.

А вокруг деревьев такой голубой снег, который искрится в лучах солнца.

Физминутка

(под музыку П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» выполняются танцевальные движения)

6. Закрепление

С чего начинаем работу? (Выбираем положение листа и определяем границы)

– С чего начинаем изображение? (Со ствола)

– Что изображаем потом? (Ветви, листья, ягоды, крону)

– Что изображаем последним? (Снег)

Самостоятельная работа детей под приглушённое музыкальное оформление.

7. Итог урока

6.1.Анализ работ, оценивание

— выразительность работы

— построение композиции

— интересный пейзаж

— умение работать красками, умелый цветовой подбор.

6.2. Организация выставки.

Оформление этикетки к работе, придумывание названия.

7. Инструктаж по домашнему заданию.

Подобрать стихи, журнальные иллюстрации, репродукции картин на тему «Птицы нашего края»






See also:
Яндекс.Метрика