разработка урока ИЗО в 1 классе Осенний букет


Тема: Твой осенний букет

Цели деятельности педагога

Осуществить диагностику знаний об умениях ориентироваться на листе бумаги, работать красками и кистью; познакомить с особенностями художественного творчества, техникой аппликации, научить новым приемам работы с природным материалом; способствовать развитию пространственных представлений, воспитанию эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и красоты окружающего мира

Тип урока

Комбинированный

методы и формы обучения

объяснительно-иллюстративный / индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Аппликация, композиция, коллаж

Образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы:

 http://www.razumniki.ru/kak_sozdat_risunok.html

 http://a-morgun.narod.ru/a12-02/a0012-0002-0004-0002.html

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: декоративные композиции из природных материалов.

Образец – рисунок педагога

Оборудование

гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стаканчик с водой, салфетка, листья

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о признаках осени; познакомятся с понятиями «композиция», «аппликация»; узнают признаки жанра натюрморта; научатся выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов осенней природы; различать основные и составные цвета.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представ-

Окончание табл.

ление о красоте окружающей природы; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником, рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве

организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие

и разви-вающие

компоненты, задания и упраж-нения

Деятельность учителя

Деятель-

ность учащихся

Формы

органи-зации совзаимодействияна уроке

Универсальные учебные действия

Про-межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организаци

онный момент

Эмоциональная, психоло-

гическаяи мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Сообщение темы урока.

Вот звенит опять звонок,

Всех зовет нас на урок.

Сейчас мы будем рисовать,

Учиться мир изображать.

– А теперь я загадаю вам загадку.

Разгадав ее, вы узнаете, о каком времени года мы будем говорить сегодня.

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Слушают учителя,

отгадыва-

ют загадки

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Разгадывание загадок

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осень.)

* * *

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

– Конечно, мы сегодня вновь восхитимся нарядной осенней природой. И не только восхитимся, а сделаем красивую декоративную композицию из листьев, которые вы принесли на урок, узнаем, как сделать ее выразительной

II. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративныйрассказ с элементами беседы по теме.

Организует беседу с учащимися об осени.

– Посмотрите в окно. Какая сегодня ясная погода! Осень. Удивительное слово! От него веет нежной грустью, печалью. Осень – самое красивое время года. Но есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем, а другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Какую осень мы видим сейчас? Первую, золотую, любят за щедрость, с какой отдает она богатство своих полей, садов, за ясные дни, умытые белой пеной дальних облаков и ключевой прохладой лазурно-голубого неба; за красу лесов, писанных золотой и багряной краской.

Слушают учителя, наблюдают за измене-ниями в природе.

Отвечают на вопро-

сы учителя.

Фронтальная.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство», эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства, могут ощутить красоту и духовную значимость произведений художника.

Устные ответы.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Просмотр мультиме-

дийной пре-

зентации или репродукций

картин.

Показ презентации, слайды 2–16.

– Обратите внимание, как красочны дары осени – листья, плоды деревьев и др. Посмотрите на принесенные вами листочки. Какого они цвета? Какую имеют форму? Недаром художников, народных мастеров такое разнообразие цветов, форм просто притягивает к холсту и краскам, и тогда появляются волшебные пейзажи или яркие декоративные композиции из самых разных природных материалов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят репродукции или презентацию, листья.

Фронтальная.

Познавательные: умеют воспринимать изобразительное искусство как диалог художника и зрителя; осознанно и произвольно высказываться в устной форме о жанре изобразительного искусства натюрморт, признаках осени; осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учи-теля, родителей, собственного жизненного опыта) о произведениях изобразительного искусства, делать выводы, давать качественную характеристику объекта (репродукций), заменять термины (понятия) их определениями; анализи-ровать признаки натюрморта, сравнивать

Устные ответы.

Просмотр мультиме-

дийной пре-

зентации по теме «Декоративные ком-

позиции

из различных природных мате-риалов». Работа с учебником (с. 10–12). Беседа «Что такое

– Из чего сделана та или иная декоративная композиция? Почему данные произведения нельзя назвать живописью? Всегда ли созданный художественный образ соответствует реальному?

Знаете ли вы, как называется техника изготовления декоративной композиции, когда на какую-то основу наклеиваются или нашиваются детали рисунка?

Это аппликация.

Просмотр презентации, слайды 11–16.

Посмотрите еще раз на представленные работы и скажите:

– какие из них выполнены в технике аппликации?

– какие материалы при этом использовались?

– можно ли в одной декоративной композиции использовать разные материалы?

– Некоторые произведения выполняются в технике коллажа.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Устные ответы.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

аппликация, коллаж?».

Эта техника очень похожа на аппликацию. Коллаж происходит от французского слова, буквально обозначающего «наклеивание». Коллаж – это технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки материалов.

Как видите, аппликация или коллаж могут быть выполнены из разных материалов. Но для того, чтобы она была интересной, выразительной, нужно уметь правильно расположить элементы изображения.

их с признаками пейзажа.

Регулятивные: при-нимают и сохраняют учебную задачу; умеют осуществлять взаимоконтроль при организации рабочего места, при составлении композиции.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать усилия по решению учебной задачи; учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить отве-

Беседа

«Что такое композиция?».

Композиция – это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, то есть сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции – гармо-ничные, то есть это такое качество художественных произведений, при котором мы не ощущаем несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в любом рисунке.

Слушают учителя, отвечают

на вопросы.

Фронтальная.

Устные ответы.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Составление компо-зиции.

– Умение составлять композиции – это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья. Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги.

Чтобы создать правильный и красивый рисунок, нужно знать этапы его построения: рисовать нужно стараться посередине, чтобы все задуманное умес-тилось на листочке целиком, чтобы сверху, снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места (см. рисунок в ресурсном материале к уроку).

Слушают учителя.

Фронтальная.

ты на вопросы, формулировать их

Устные ответы

Практиче—

ское задание.

Организует обсуждение рисунков, дополняет ответы учащихся.

– Рассмотрите рисунки (см. ресурсный материал к уроку).

– Определите рисунок с правильным композиционным решением.

Выполняют задание.

Индивидуальная.

Физкульт-минутка

Проводит физкультминутку. (Комплексы физкультминуток даны в Приложении.)

Выполняют упражнения

Фронтальная

III. Творческая практическая деятель-

ность

Организация рабочего места.

Техника

печатания

с готовых форм.

Беседует о правилах организации рабочего места.

Организует работу, помогает учащимся, испытывающим затруднения.

Показывает приемы получения отпечатков листьев.

Руководит процессом составления плана работы над декоративной композицией, демонстрирует

Подготавливают рабочее место.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика