разработка урока информатик 9 класс


Конспект урока«Представление данных в виде диаграмм.Построение диаграмм»

9 класс

Цели урока:

образовательные – научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм;воспитательные – развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Программное обеспечение: MS Excel 2003, , презентация урока.Раздаточный материал: опорные конспекты для учащихся.

План урока

Организация класса.

Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и целей урока.

Объяснение нового материала.

Самостоятельная работа.

Творческое задание.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Ход урока

Организация класса.

На прошлых занятиях мы познакомились с основными принципами решения задач, представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод и копирование данных, выполнять расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы. Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста.

Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и цели урока.

(Обучающиеся выполняют работу — ребус на компьютере и сообщают учителю полученный ответ).Ребята, посмотрите на свои ответы и скажите какое слово зашифровано? (Ответ: Диаграмма.)Тема нашего урока «Работа с таблицами в Excel и построение диаграмм». Сегодня на уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц, научимся строить диаграммы, а также их форматировать, т.е. оформлять и делать их более привлекательными, красочными.

Объяснение нового материала.

Диаграмма — это способ представления данных таблицы в графическом виде, который используется для наглядности анализа и сравнения данныхТипы диаграмм. Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.Для наглядного сравнения различных величин используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм. Для создания диаграмм в программе Excel существует Мастер диаграмм. Это средство состоит из набора интерактивных диалоговых окон, которые проведут через весь процесс построения необходимой диаграммы. Технологию построения диаграммы проследим на примере следующей задачи:

Давайте представим себя менеджерами фирмы по продаже фотопленки. Ежедневно вы подводите итоги продаж и планируете объем заказа на складе.Подготовим таблицу по приведенному ниже образцу и заполним её по своему усмотрению (внесите количество проданных пленок каждого вида) Для лучшей наглядности данные в таблице лучше всего изобразить в виде диаграммы.

Для создания диаграммы выполняют следующие действия:

Выделите область данных для построения диаграммы и нажмите кнопку Мастера диаграмм

Выберите нужный вам тип диаграммы и нажмите кнопку Далее

Перейдите на вкладку Ряд и в поле Подписи категорий укажите столбец, содержащий категории оценок. Нажмите кнопку Далее.

На вкладке Заголовки укажите название диаграммы, на вкладке Подписи данных выберите пункт Категория и доля и нажмите кнопку Далее.

Укажите лист на котором вы размещаете диаграмму и нажмите кнопку Готово.

Редактирование диаграммы. Если построенная Мастером диаграмма нуждается в доработке или исправлениях, их можно внести, вызвав Контекстное меню для форматируемого элемента и выбрав соответствующую команду.

Самостоятельная работа.Проводится одновременно с работой учеников на компьютере синхронно с учителем. Задание.

Запустите табличный процессор.

Откройте файл poezd.xls

Создайте столбчатую диаграмму распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие действия:

Выделите диапазон ячеек А3:В11

Мастер Диаграмм.

В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите первую гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее>>

Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее>>

Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»

В строку «Ось Х категорий» введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»

Нажмите кнопку Готово

Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.

Измените шрифт заголовка. Для этого:

Выберите мышью заголовок;

Вызовите контекстное меню;

Выполните в нем команду Шрифт;

В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:

Шрифт Courier New Cyr;

Размер 14;

Цвет Синий;

Начертание: Полужирный

Подтвердите исполнение, нажав ОК.

Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.

Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.

В результате вы должны получить следующую вид вашей страницы:

Творческое задание (работа в группах).

Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.1) В Южной Америки самый высокий водопад — Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м. (Цилиндрическую диаграмму)2) Площадь мировых океанов такова: Тихий океан — 178 684 тыс. кв. м., Атлантический — 91 655 тыс. кв. м., Индийский — 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый — 14 756 тыс. кв. м.(чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли, данные таблицы удобно отобразить в виде круговой диаграммы). 3) Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь — 14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (Построить график роста прибыли). 4) Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил 13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (гистограмму).5) Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %, Кислорода – 22 %, Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе. 6) Представить с помощью диаграммы динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium I и Pentium II:

1999

2000

2001

Цена компьютера на базе процессоров Pentium I

800$

550$

450$

Цена компьютера на базе процессоров Pentium II

1200$

800$

550$

Подведение итогов. Итак, мы сегодня отработали построение и чтение диаграмм. Давайте сформулируем алгоритм построения диаграмм. Расположите приведенные прямоугольники в правильном порядке.

Мы построили лестницу и сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень своего развития! Сегодня на уроке оценки получили следующие ученики: … (Назвать учеников, успешно справившихся с заданиями). Молодцы!

Домашнее задание. Подготовит таблицу калорийности самых популярных продуктов.






See also:
Яндекс.Метрика