рабочие программы_53389


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

____________ Т.В. Грачева

Протокол №___ от

27 августа 2013г.

СОГЛАСОВАНОЗаместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №10

______________ Е.Е.Пугина

2 сентября 2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_______________Л.А.Сачкова

Приказ №______

от 2 сентября 2013г.

МБОУ СОШ №10 г.Павлово

Рабочая программа

по окружающему миру, 3Б класс

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Грачевой Тамары Викторовны

Составлена на основании

Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухвалова.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011

Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Окружающий мир

2013 – 2014 учебный год

Календарно-тематическое планирование

на 2013 – 2014 учебный год

по окружающему миру, 3Бкласс

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Грачевой Тамары Викторовны

Программа: Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. / Сост. Н.В.Нечаева,С.В.Бухвалова.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011

Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Окружающий мир

Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Окружающий мир. Учебник: 3 класс в 2 частях.- Самара:              Издательский дом «Фёдоров», 2013

             

Количество часов по учебному плану: 68 ч.

Количество контрольных работ – 2ч.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Изменения в авторскую программу не внесены.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

Цели обучения

«Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Для реализации программного содержания используется УМК:

Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Окружающий мир. Учебник: 3 класс в 2 частях

Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература»

Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература»

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится по 2 часа в неделю: в 3 классе — 68 часов.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков:

— Открытие новых знаний.

— Рефлексия (повторение и закрепление)

— Контрольный

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

Содержание учебного материала, 3 класс

Природные условия Земли (12ч.)

Человек и природа

Особенности планеты Земля (актуализация знаний предыдущих лет обучения).Понятия «погода» и «климат». Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Причины различий климатов Земли: количество тепла и влаги, близость к океану, особенности ветров и рельефа местности. Что такое почва. Общая характеристика природных зон Земли (ледяная зона, зоны тундры, лесов, степей, пустынь). Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в местности, где находится школа. Определение состава почвы. Ориентирование на карте природных зон Земли.

Человек в далеком прошлом (10 ч.)

Человек и общество

Природные условия, в которых появился человек. Природа жаркого пояса (на примере Африки). Географическое положение Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени.

Практические работы. Ориентирование на исторических картах, приведенных в учебнике, на физической карте и карте природных зон мира; работа с коллекциями, гербарными экземплярами

Исследовательская работа. Роль живописи в жизни человека. Земли восточных славян (22 ч.)

Человек и природа

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов. Охрана почв, растительности и животного мира. Листопад. Перелетные и зимующие птицы. Осень — пора созревания плодов. Меры по сохранению леса.

Человек и общество

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь. Расселение людей. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами природы степной зоны и зоны широколиственных и смешанных лесов; моделирование вариантов вмешательства человека в природу степей, леса и их последствия; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе и хозяйственной жизни народа.Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне. История одного из древних городов.

Московское государство (12 ч.)

Человек и природа

Залесский край. Законы лесной жизни. Светолюбивые и теневыносливые растения. Природные сообщества лес, луг, озеро, болото их значение. Сезонные изменения в растительном и животном мире сообществ (на примере водоема). Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и обществоОбъединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва.

Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры.

Золотое кольцо России. Московское царство при Иване Грозном.Практические работы. Ориентирование на физической карте мира, на исторических картах; составление цепей питания; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия.Возможны экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту.

Путь от Руси к России (13 ч.)

Человек и общество

Расширение пределов страны. Русские землепроходцы. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Поход Ермака и присоединение Сибири. Тайга. Особенности природы Севера: зона тундры и ледяная зона. Коренное население Сибири.

Защита Отечества от иноземных захватчиков. Д. Пожарский, К. Минин. Восстановление и развитие страны. Активная роль человека в обществе.

Краеведение. Изучения рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

Родной край в изучаемый исторический период: географическое положение, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Святыни родного края.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей.

Результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

— интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

— ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

— понимание причин успеха в учебе;

— оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

— этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

— представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

— представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

— интереса к познанию окружающего мира;

— ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;

— ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

— понимания чувств одноклассников, учителей;

— представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

— принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

— самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

— вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

— принимать роль в учебном сотрудничестве;

— выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

— контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

— в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

— на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Обучающийся научится:

— пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

— строить сообщения в устной форме;

— находить в тексте ответ на заданный вопрос;

— ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

— смысловому восприятию познавательного текста;

— анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

— подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая — неживая; группы растений, группы животных);

— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

— строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

— выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

— осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

— понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

— обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

— воспринимать другое мнение и позицию;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

— строить понятные для партнера высказывания;

— задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

— строить монологическое высказывание;

— ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

— учитывать другое мнение и позицию;

— умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

— контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

— адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

— навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Человек и природа

Обучающийся научится:

— устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

— проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику оезопасности;

— описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

— характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

— ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

— различать твердые, жидкие, газообразные вещества;

— измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

— различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

— определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

— определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

— различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

— определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

— различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

— приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

— правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;

— строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

— определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

— показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

— различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

— различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

Обучающийся научится:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика