рабочие программы_13098


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

____________ Т.В. Грачева

Протокол №___ от

27 августа 2013г.

СОГЛАСОВАНОЗаместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №10

______________ Е.Е.Пугина

2 сентября 2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_______________Л.А.Сачкова

Приказ №______

от 2 сентября 2013г.

МБОУ СОШ №10 г.Павлово

Рабочая программа

по изобразительному искусству, 3Бкласс

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Грачевой Тамары Викторовны

Составлена на основании программы:

Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузин, С.П.Ломов, В.Е.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2011

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 — 4 классы» В. С. Кузина. Изменений в программу не внесено.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель курса — приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

развитие способности к эмоционально — ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно — прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно — прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.

В основу программы положены:

—  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно — эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно — творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально — эстетического и нравственно — оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.  

В данный УМК входят:

Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)

Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс, 34 часа за год.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Виды деятельности учащихся:

высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно — прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;

определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;

выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно — обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.

Содержание программы, 3 класс (34 ч)

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально — эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Декоративная работа

Знакомство с видами народного декоративно — прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов — Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно — сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Лепка

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Аппликация

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основных цветов.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

прекрасное вокруг нас

родная природа в творчестве русских художников

городские и сельские пейзажи;

художественно — выразительные средства живописи и графики — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

композиция в изобразительном искусстве;

художники — сказочники

художники — анималисты

выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;

главные художественные музеи России;

русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве

Контроль и оценка результатов обучения проводится в соответствии с требованиями методического письма № 1561\14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Тематический план учебного курса Тематическое планирование

Период обучения

Количество часов

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1 четверть

8

1

В гостях у красавицы осени

11 ч.

2 четверть

8

2

В мире сказок

7 ч.

3 четверть

10

3

Красота в умелых руках

9 ч.

4 четверть

8

4

Пусть всегда будет солнце

7 ч.

Итого

34

Всего

34

МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (на базе кабинета №4)

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК

2. Специфическое оборудование:

Компьютер,

интерактивная доска;

компьютерные и информационно – коммуникативные средства.

3. Таблицы:

№ 54. Изохрестоматия русской живописи:

И, Шишкин. Рожь

А.Куинджи. Берёзовая роща

А. Рублёв Троица

Н.Рерих. Я.Мудрый

И.Шишкин. Первый снег

А.Иванов. Явление Христа народу

И.Шишкин. На севере диком

К.Брюллов. Всадница

И.Шишкин. Ручей в лесу

В. Перов. Охотники на привале

И.Левитан. Золотая осень

В,Васнецов. Богатыри.

И,Хруцкий. Цветы и плоды

И.Шишкин. Утро в сосновом лесу

В.Васнецов. Алёнушка

В.Врубель.Демон

П.Федотов. Сватовство майора

В.Васнецов. Иван – царевич на Сером волке



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика