рабочие программы УМК Гармония


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего-образования и реализуется средствами предмета «Литературное чтение» на основе авторской программы

С. В. Кубасовой (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»).

Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:

создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;

создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного); произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

При этом решаются следующие задачи:

Личностные задачи:

формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности;

развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; обучение ориентировке в мире нравственных социальных и эстетических ценностей;

формирование гражданской идентичности личности;

осознание себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины; формирование привычки к рефлексии, совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);

— формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия, коллективизма;

— развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи:

— формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению;

— приобщение к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;

— формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;

— формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами;

— развитие ценностно-смысловой сферы личности;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

— обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве;

— выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи:

— формирование положительной мотивации к чтению;

— создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;

развитие воссоздающего воображения;

обучение адекватному восприятию читаемого;

обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике;

совершенствование всех сторон навыка чтения;

формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал;

развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения;

обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;

освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;

формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);

обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями;

овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;

формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;

развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);

обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;

развитие литературных способностей.

Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.

Учебный материал, реализующий программу курса подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.

Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:

широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения — формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего, ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. Формированию читательской самостоятельности учащихся во 2 классе посвящен специальный раздел «В мире книг». Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Литературное чтение. Любимые страницы: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / О.В. Кубасова. Смоленск: Ассоциация XXJ век, 2011.

Рабочая тетрадь к учебнику литературного чтения для 2 класса общеобразовательных учреждений / О.В. Кубасова. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы» для 2 класса общеобразовательных учреждений / О.В. Кубасова. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Общая характеристика учебного курса и

его место в учебном плане

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Ценностные ориентиры учебного предмета

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование

всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

внимание к личности писателя;

бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

Личностные, метапредметные и предметные задачи/результаты обучения чтению

Личностные задачи/результаты

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве1.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

17. Развитие литературных способностей.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Читая — думаем

26 ч

2

Читаем правильно

10ч

3

Читаем быстро

4

Читаем выразительно

20 ч

5

Автор и его герои

22 ч

6

Слова, олова, слова…

10 ч

7

План и пересказ

22ч

8

В мире книг

15ч

резерв

4ч

итого

136 часов

Содержание программы (136 часов)

Тема

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

Творческие работы

Читая думаем

(30 ч)

М. Бородицкая «Первое сентября»;

B.Берестов «Читалочка»; К. Ушин-ский «Наше Отечество»; В. Орлов«Родное»; П. Воронько «Лучше нетродного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»; М. Юдалевич «Три плюс пять»; В. Левин «Чудеса в авоське»; C.Иванов «Какой сегодня весёлый снег…», «Зимой Ваня сделал кормушку…»; А. Щибаев «Кто слово найдёт»; В. Берестов «Если хочешь пить», «Гололедица»; Б. Заходер «Как Волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»; В. Зотов «За двумя зайцами»; Э. « Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л.Н. Толстой «Косточка»; С. Прокофьева «Когда можно плакать?»; В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей, и Жук»; С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку,..», Э. Мошковская «Всего труднее дело…»; русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два Мороза»

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснений их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.

Определять эмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

Иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение по ролям, инсценировки,

Читаем правильно (11ч)

В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; И. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орел и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б.Заходер «Муравей»; Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».

Определять эмоциональный характер текста. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Уметь прогнозировать содержание читаемого.

Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование.

Читаем быстро (8 ч)

Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Е. Благинина «У Вари…»; М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат»; Р. Сеф «Бесконечные стихи»; Э. Мошковская «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.

Определять эмоциональный характер текста. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение по ролям, инсценировки.

Читаем выразительно (19 ч)

А. Прокофьев «Как на горке, на горе»;

A.Фет «Чудная картина…»; С. Воро-нин «Храбрый клоун»; С. Маршак«Жадина»; О. Григорьев «Яма»;

Э. Успенский «Всё в порядке»;

B.Осеева «Три товарища»; Н. Мат-веева «Девочка и пластилин»; Ю. Ер-молаев «Два пирожных»; Э. Мошков-ская «Обида», «Трудный путь»;

Е. Благинина «Посидим в тишине»; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»; А, Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев».

Формулировать тему небольшого текста. Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного.

Автор и его герои (21 ч)

B.Голявкин «Про весёлую книжку»;

C.Баруздин «Стихи о человеке и егоделах»; Л. Пантелеев «Карусели»,«Как поросёнок говорить научился»;В, Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар«Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»;Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский«Розовый слон»; Ф, Кривин «Роднаякоробка»; В. Чаплина «Мушка»;

Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов «Правда, мы будем всегда?», «Вольный осенний ветер»; Л.Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская народная сказка «Заяц-хваста».

Определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает его главную мысль. Находить главную мысль, сформулированную в тексте. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных.

Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ.

Слова, слова, слова… (9 ч)

Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; шотландская песенка; Б. Шергин «Рифмы»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; Б. Заходер «Дырки в сыре»; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже…»; Г. Цыферов «Что такое звёзды?»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»; А.К. Толстой «Колокольчики мои.,.»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики».

Выявлять в тексте, слова, и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Пользоваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.

Определять эмоциональный характер текста.

Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование.

План и пересказ

(19 ч)

Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утёнок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Н. Носов «На горке»; B. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; С. Михалков «Бараны»; К. Ушинский «Два козлика»; C.Козлов «Чёрный Омут»; М, Пляцковский. «Как Утёнок свою тень потерял»; Е. Карганова «Как Цыпленокголос искал»; немецкая сказка «Русалочка».

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам.

Составлять картинный план.

Пересказывать с опорой на картинный план. Последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика