рабочие программы по информатике для начальной школы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пыщугская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей физики, математики, информатики и ИКТ

№ протокола ____________

Руководитель РМО _________

«____» _________ 2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УР

В.Н.Попова

______________________

«___» ___________ 2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Н.П.Попов

_______________________

«____» _________ 2013 г.

Рабочая учебная программа

по базовому курсу

«Информатика и ИКТ»

2-4 классы

Составитель: учитель информатики

Вагина Евгения Николаевна

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 год.

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

Обучение информатики в начальной школе – это объективная необходимость. На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения.

В рабочей программе нашли отражение цели, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования (2004г.). Они направлены на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы:

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

знакомство с базовой системой понятий информатики;

развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;

освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;

овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на 102 часа (2 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год; 3 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год; 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год). Программой предусмотрено проведение:

контрольных практических работ – 9 (4 – 2 класс, 4 – 3 класс, 5 – 4 класс)

проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам

практические работы (10-15 минут) – на каждом уроке

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. — М.: Бином, 2009.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. — М.: Бином, 2009.

3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. — М.: Бином, 2009.

4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2 класс, Матвеева Н.В. и др.

5. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 3 класс, Матвеева Н.В. и др.

6. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 2 класс. — М.: Бином, 2004. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ во 2 классе с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Приведены рекомендации по использованию комплекта плакатов по информатике для начальной школы и по работе с электронным приложением для 2 класса

7. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 3 класс. — М.: Бином, 2007. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 3 классе с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Представлены разработки уроков по 28 темам. Приведены рекомендации по использованию комплекта плакатов по информатике для начальной школы и по работе с электронным приложением для 3 класса, которое размещено на сайте методической службы издательства http://metodist.lbz.ru/files/Matveeva_3.exe (311 Мб)

8. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 4 класс. — М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 4 классе с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Приведены рекомендации по использованию комплекта плакатов по информатике для начальной школы и по работе с электронным приложением для 4 класса

9. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 4 класс, 2008 г.

10. Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»

11. Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

12. Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 3 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

13. Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

14. Комплект плакатов. (2 – 4 классы).

Предполагает линейное изучение теоретического материала в соответствии со структурой учебника и согласно требованиями стандарта. Задания в рабочих тетрадях могут выполняться учащимися частично на уроках, частично как домашнее задание. Компьютер рекомендуется использовать на каждом уроке: во время обсуждения нового материала и при фронтальной работе учащихся.

Для проведения компьютерного практикума предлагается использовать ЭОР из состава электронного сопровождения УМК. С целью получения учащимися начальных пользовательских навыков рекомендуется организовать индивидуальную работу учащихся на компьютере в текстовом редакторе, в графическом редакторе, в электронных таблицах.

Система оценивания.

В начальной школе безотметочная система оценивания. Но при этом знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами: требования «понимать» и «знать» оцениваются с помощью тестирования (при выполнении 50% дети получают «зачёт») и по результатам контрольных работ, которые проводятся после завершения каждого модуля, требования «уметь» — посредством решения информационных задач.

Требования к подготовке выпускников начальной школы

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны

понимать:

что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

знать:

что данные — это закодированная информация;

что тексты и изображения — это информационные объекты;

что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

правила работы с компьютером и технику безопасности; уметь:

представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск

программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Контрольные работы

1

Виды информации. Человек и компьютер

7

6

1

2

Кодирование информации

9

8

1

3

Числовая информация и компьютер

9

8

1

4

Данные и компьютер

9

8

1

Всего

34

30

4

3 класс

1

Человек и информация (повторение пройденного)

6

5

1

2

Действия с информацией

8

7

1

3

Объект и его характеристика

10

9

1

4

Информационный объект и компьютер

10

9

1

Всего

34

30

4

4 класс

1

Информация (повторение пройденного)

7

6

1

2

Понятие, суждение, умозаключение

9

8

1

3

Модель и моделирование

8

7

1

4

Информационное управление

7

6

1

5

Резерв (игры, эстафеты)

3

3

Всего

34

30

4

Календарно – тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Тема урока

Содержание, основные понятия

Рекомендуемые ЦОР Единой коллекции






See also:
Яндекс.Метрика