рабочие программы для 3 класса по УМК Школа России


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства. образования РФ от 05.03.2004 года №1089;

-инструктивно-методического письма « Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2011-2012 учебном году»;

— авторской программы» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырехлетней начальной школы», 3 класс (Школа России. Концепция и программы для нач. кл.: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч.Ч.1/ М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова и др.-5-е изд.-М.: Просвещение,2010).

Цель:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Задачи:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Содержание программы соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. В программу внесены изменения : Согласно примечанию,относительно количества часов,данному в авторской программе,количество часов (102ч.) может быть увеличено. ( В 3 и 4 классах возможно один час добавить из вариативной части Базисного учебного плана.) Количество тем предусматривает данный вариант, поэтому данная программа рассчитана на на 4 часа в неделю , что составляет 136 часов в год, внеклассное чтение проводится два раза в неделю по 20 минут.

Для реализации программного содержания используется учебно –методический комплект:

Литературное чтение. 3 класс.Учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /сост. Л. Ф. Климановаи др.

/С.-7-е изд. — М. : Просвещение, 2011.

Л. Ф. Климанова.Литературное чтение «Успешный старт»Рабочая тетрадь. 3класс. М. : «Просвещение»,2011

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год ,в том числе на проведение контрольных работ-8 часов Количество часов в неделю – 4.

Формы организации учебного процесса, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков

— работа с текстом;

— развитие речи (работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика);

— работа с различными источниками информации (в учебнике, в справочной литературе);

— творческая деятельность учащихся: устное и письменное высказывание на свободную тему(сочинение); выражение собственного отношения к прочитанному (отзыв); собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов);

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

— навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

— умение выразительно читать и пересказывать текст;

— учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Кроме техники чтения, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы — небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки понимания текста заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый учащийся. Задания на карточках могут быть общими и дифференцированными.

■ в 3 классе — наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 70-75 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений.

Контрольные работы, проводимые в начальной школе по литературному чтению, можно разделить на две группы:

текущие контрольные работы;

итоговые контрольные работы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 3классе начальной школы

Обучающиеся должны:

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70-75 слов в минуту;

-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

-передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

-составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

-вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

-знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

-знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

-знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

-знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

-уметь полноценно слушать; осознанно и полно восиринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

-давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу;

средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения),

образность и выразительность слов

различать на слух произведения различных жанров. сК концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

правильно, сознательно, достаточно бегло читать целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не ниже 70-75 слов в минуту;

соотносить темп чтения с содержанием высказывания и текста;

уметь убыстрять и замелять темп речи и чтения; увеличивать и уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;

читать художественные произведения по ролям;

отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану;

ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться заданиями и вопросами, помещенными к учебнике.

Календарно- тематическое планирование

п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Сроки прохождения

по плану

Сроки прохождения

фактически

Характеристика основной деятельности

Примечание

1

Самое великое чудо на свете

Устное народное творчество

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси

1

1.09

— приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

-работа с текстом: чтение, выполнение заданий в учебнике; работа с сюжетом; выполнение заданий в тетради;

выразительное чтение небылиц и сказок

2

Первопечатник Иван Федоров

Внеклассное чтение

Устное творчество русского народа

1

2.09

3

Русские народные песни. Малые фольклорные жанры.

1

6.09

4

Диалог в сказке Небылицы.Докучные сказки

Внеклассное чтение

Устное творчество русского народа

1

7.09

-выразительное чтение небылиц и сказок

5

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Народная сказка.

1

8.09

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;

-определение смысла (главной мысли сказки).

6

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Диалог в сказке

Внеклассное чтение

Знакомые волшебные сказки

1

9.09

-рассказывание сказки от лица одного из героев

7

Иван-царевич

и Серый волк

Диалог в сказке

1

13.09

-ассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смыла (главной мысли)сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев

8

Иван-царевич

и Серый волк

Диалог в сказке

Внеклассное чтение

Знакомые волшебные сказки

1

14.09

-делить текст

на смысловые части;– составлять его простой план

9

Сивка-бурка

Нравоучительный характер сказки.

1

15.09

– читать осознанно текст;

– определять тему, главную мысль произведения;

– пересказывать текст

-выполнение заданий

в учебнике; беседа по вопросам ; отвечать на вопросы по содержанию произведений..

10

Сивка-бурка

Нравоучительный характер сказки

Внеклассное чтение

Знакомые волшебные сказки

1

16.09

11

Обобщение. Устное народное творчество

1

20.09

12

Контрольная работа1

Тема: «Устное народное творчество»

1

21.09

ыполнять самостоятельно задания контрольной работы

13

Поэтическая тетрадь 1

Ф. И. Тютчев

«Весенняя гроза»

Олицетворение в стихотворении Внеклассное чтение1

Стихи русских поэтов об осени

1

22.09

23.09

27.09

— читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).– помнить названия, основное содержание изученных литературных произведений;

– имена, фамилии их авторов



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика