рабочие программы 4 класс_67133


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.А.Араканцева

г. Семикаракорска»

Рассмотрено:Согласовано:Утверждаю:

на заседании ШМО

Пр№1 «__»________ 2013г.Зам. директора по УВРДиректор МБОУ СОШ №2

Руководитель:«__»________ 2013г.«__»________ 2013г.

Азарникова Т.И.Выставкина И.А.Гердт Н.И.

Рабочая программа

по окружающему миру

категория слушателей

учащиеся 4-в класса

на 2013 — 2014 учебный год.

Учитель: Рудевицкая Елена Николаевна

г. Семикаракорск

Пояснительная записка

Типовая базовая рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 года) по учебному предмету « Окружающий мир» для начальной школы (Составители:Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина, 2009г ), требований к уровню подготовки обучающегося 4го класса, с учётом особенностей региона ( региональный компонент отражён в содержании заданий и упражнений (15-20 минут),а также в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: по 2 часа в неделю; 68 часов за год. Программа будет пройдена за 68 часов.

Задачи курса:

— систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

— формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

— социализация ребенка;

— развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

— воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

— формирование самостоятельной познавательной деятельности;

— воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

Реализацию этнокультурного компонента на уроках окружающего мира в 4 классе планируется проводить при работе над темами

«Наш край», «Наша Родина на планете Земля»,«Наши верные помощники», «Древняя Русь».

Основные цели ЭКК:

— Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику.

— Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.

Использование ЭКК на уроках способствует:

— Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.

— Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.

— Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории -родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику.данный принцип реализуется через выделение вариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная частьсодержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная частьвключает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний речь.в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно она становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои, выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная — цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях — окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений. Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят — элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и вьшоля5гют их под руководством учителя. — Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности; демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники и рабочие тетради для обучающихся:

Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 4кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2011.

Потапов, И. В. Окружающий мир : 4кл.: учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 2 / И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. – М. : АСТ : Астрель, 2011.

Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 4кл. : рабочая тетрадь №1 к учебнику для четырехл. нач. шк. Ч. 1 / Г. Г. Ивченковой и И. В. Потапова. – М. : АСТ : Астрель, 2011.

Потапов, И. В. Окружающий мир : 4кл.: рабочая тетрадь №2 к учебнику для четырехл. нач. шк. Ч. 2 / И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина. – М. : АСТ : Астрель, 2011.

Список используемой литературы

А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Сборник стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010 г.

И.А.Петрова. Методическое издание. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний». 2-е изд., доработ.-М.: АСТ, Астрель, 2009г.

Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 4кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2011.

Потапов, И. В. Окружающий мир : 4кл.: учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 2 / И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. – М. : АСТ : Астрель, 2011.

Материально- техническое обеспечение:

1. Компьютер, МР проектор,телевизор, DVD .

3. Презентации по разделам программы

4. Демонстрационные коллекции «Шишки, плоды,семена деревьев и кустарников», «Плоды сельхоз.растений», «Почва и её состав»

5.Электронное приложение СD-диск «Окружающий мир 4 класс»

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

—о погоде: температуре воздуха, направлении ветра, облачности, осадках;

— о предсказании погоды;

— что такое план местности;

— о географической карте;

— формы поверхности суши: равнины, горы, холмы, овраги;

— как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши;

— об изменении поверхности суши в результате деятельности человека;

— о горючих полезных ископаемых, рудах, удобрениях;

— о необходимости бережного использования полезных ископаемых;

— что такое природное сообщество;

— признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах;

—некоторые взаимосвязи между обитателями природных сообществ;

— об использовании и мероприятиях по охране природных сообществ;

— об особенностях природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почва, природные и искусственные сообщества;

— об использовании и охране природы своего края;

— правила поведения в природе;

— о форме Земли, ее движении вокруг оси и Солнца;

— об изображении Земли на карте полушарий;

— о карте нашей Родины;

— об особенностях природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России;

— основные этапы развития государства;

— ключевые даты и события каждого этапа истории:

— образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга;

— создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; 1922 г. — образование СССР; 1941-1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полет в космос Ю. Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством;

должны уметь:

— проводить самостоятельные наблюдения в природе; давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

— читать план с помощью условных знаков;

— показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий), границы России, некоторые города России;

— устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

— находить дополнительную информацию;

— приводить примеры полезных ископаемых (3—4); растений (3—4 примера) и животных изученных природных сообществ и природных зон России (4-5 примеров);

— приводить примеры сельскохозяйственных растений своего края (4—5); работать со схемами, таблицами и моделями;

— соблюдать правила поведения в природе;

— находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

— рассказывать о ключевых событиях истории государства;

— рассказывать об основных событиях историй своего края.

Учащиеся могут знать:

— о грозных явлениях природы;

— о зависимости погоды от ветра; что такое масштаб;

— некоторые сведения из истории создания карт;

— о долинах, балках, курганах, насыпях, карьерах; о разнообразии почв;

— о распределении воды и суши на Земле;

— о круговороте веществ в природе;

— об экологической пирамиде;

— о защитной окраске животных;

— как растения природных сообществ приспособлены к совместной жизни;

— причины смены времен года;

— имена исторических личностей, с которыми связаны основные этапы развития государства: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий донской Иван III, Иван IУ, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, Император Петр I, ЕкатеринаII, А. Суворов, П. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К, Жуков, Президент РФ Д. А. Медведев;

— основные научные и культурные достижения своей страны;

— культурные достопримечательности своего края;

могут уметь:

— предсказывать погоду по местным признакам;

— применять масштаб при чтении плана и карты; отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

— объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

— определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

— делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; участвовать в мероприятиях по охране природы;

— пользоваться различной справочной литературой;

— получать информацию, используя текст таблицы, рисунки;

— сравнивать и делать выводы.

Программа рассчитана:

количество часов в год — 68;

количество часов в неделю —2;

количество часов в І четверти — 18;

количество часов во II четверти — 14;

количество часов в ІІІ четверти — 20;

количество часов в 4 четверти — 16

Содержание программы

Наш край (22 часа)

Наша Родина на планете Земля (12 часов)

Наши верные помощники (2 часа)

Древняя Русь (5 часов)

Московское царство (5 часов)

Российская империя (9 часов)

Российское государство (13 часов)

      

График прохождения материала

Раздел

Количество часов

Дата прохождения материала

Наш край

22

2.09 – 20.11

Наша Родина на планете Земля

12

25.11 — 13.01

Наши верные помощники

2

15.01 – 20.01

Древняя Русь

5

22.01 – 5.02

Московское царство

5

10.02 – 24.02

Российская империя

8

26.02 – 31.03

Российское государство

14

2.04 – 19.05

Итого за год

68

Календарно – тематическое планирование. 68 часов

№ урока

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Задачи урока

Требования к уровню полготовки уч-ся

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Домашнее задание

Виды контроля

1 четверть 18 часов

Наш край (22 часа)

Что такое погода, ее составляющие. Правила поведения в природе.

Сформировать научные представления о погоде

Учить наблюдать и делать выводы

Календарь погоды

Уметь наблюдать и делать выводы

1

2.09

С.6-9

Фронтальный опрос

Как погода зависит от ветра. Грозное явление природы

Показать зависимость погоды от ветра.

Уметь формулировать научные представления о погоде

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика