рабочие программы 4 класс Школа 2100_53383


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

средняя общеобразовательная школа д. Шапша

Утверждено:

Приказ № от 2012 г.

Рабочая учебная программа

по окружающему миру

для 4 класса

2 часа в неделю (всего 68 часов)

Автор: Сабаралеева М. Н.

учитель начальных классов

2012 – 2013 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа курса «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» Вахрушев А.А., Раутиан А.С. «Окружающий мир» для 4 класса «Человек и природа» и «Человек и человечество», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования, а также учебного плана МКОУ ХМР СОШ д. Шапша на 2012 — 2013 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МКОУ ХМР СОШ д. Шапша.

Данная программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.

Цели, задачи и содержание курса окружающего мира

Важная цель курса «Окружающего мира» — формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру

Основная цель курса: знакомство школьников с целостной картиной мира и приучение их пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта.

В рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания.

Задачи обучения:

— выработать умения решать возникающие перед школьником проблемы на основе их собственного опыта;

— развивать умение обучающихся понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных задач и жизненных проблем.

Решение проблемных, творческих задач — главный способ осмысления мира. Изложение сравнительно полной картины мира позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. При этом усвоить школьникам необходимо лишь минимум содержания (важнейшие понятия и связи, обозначенные в таблице требований). Это становится возможным благодаря принципу минимакса.

Особенность курса — системное введение понятий. В основе усвоения понятий лежит их многократное применение на уроке, которое приводит к встраиванию нового изученного понятия в формирующуюся в голове ученика картину мира.

Количество часов на изучение программы 68

Количество часов в неделю 2

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Как работает организм человека

18ч

Рукотворная природа

16ч

Человек и его внутренний мир

Человек в мире людей

Человек и прошлое человечества

Человек и многоликое человечество

Человек и единое человечество

10ч

Итого:

68ч

Основное содержание

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Как работает организм человека (18ч)

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Рукотворная природа (16ч)

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай. Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот. Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат. Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой? Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни. Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов. Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель. Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности. Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение). Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека. Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Человек и его внутренний мир (8ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека. Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе. Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

Человек и прошлое человечества (5ч)

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Человек и многоликое человечество (5ч)

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (10ч)

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по окружающему миру осуществляется согласно уставу ОУ и Положению о порядке проведения аттестации обучающихся начальных классов. Самостоятельные, проверочные работы и итоговые контрольные работа проводятся в соответствии с календарно — тематическим планированием.

График контрольных работ

№ п\п

Темы контрольных работ

Дата

Контрольная работа «Организм человека»

Контрольная работа «Рукотворная природа»

Контрольная работа «Общество»

Контрольная работа «Многоликое человечество»

Контрольная работа «Единое человечество»

Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

– строение тела человека;

– органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья.

— анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляция

понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц.

— понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения

— органы выделения

и их функции

— о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях

— о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения.

— о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой

— о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса).

— о размножении как свойстве живых организмов

— об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения

— о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны

— , что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя.

— о твердых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства веществ.

— понятие воздух, его состав и свойства

— о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования

— о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека.

— , что такое личность и какими признаками она определяется

— понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления

— что такое настроение, каким оно может быть и из чего складывается

— понятия: тревога, тревожность как эмоциональное состояние тревоги, элементарные приемы коррекции настроения, аутотренинга

— о характере как явлении внутреннего мира человека; понятия: черты характера, оптимист, пессимист.

— понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа

понятия: совесть, мораль, право.

о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении

о предмете изучения науки истории, понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха.

понятия: раса, народ, национальность

Знать о существовании различных религий, о ценности их вклада в общемировую культуру вне зависимости от религиозных воззрений каждого человека

Знать основные проблемы человечества и возможные пути их решения

объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения

оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов

объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений

Для реализации программного содержания используется:

а) учебно-методический комплект:

Учебник

Рабочие тетради,

учебные пособия

Методическая литература

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир («Природа и человек», «Человек и человечество»). Учебник для 4-го класса в 2 частях. — М. : Баласс, 2011.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь.

(«Природа и человек», «Человек и человечество»). – Изд. 2-е, доп. — М. : Баласс; Школьный дом, 2011.

Вахрушев А.А., Бурский О.В.,

Родыгина О.А.

Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Природа и человек», «Человек и человечество»). М. : Баласс; Школьный дом, 2011.

Курапова И.И.

Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 3-4-го классов. Изд. 3-е, испр. — М. : Баласс, 2011.

Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В.

Окружающий мир(«Природа и человек», «Человек и человечество»). 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. — М. : Баласс, 2011.

б) ЦОРы:

1. Определитель растений Ханты-Мансийского округа. 2008. Издательство Баско.

2. «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1».

3. «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2».

в) комплект таблиц по окружающему миру для 4 класса;

г) комплект наглядных пособий «Окружающий мир», 4 класс.






See also:
Яндекс.Метрика