рабочая программа Природоведение 5 класс VIII вида


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по природоведению 5 класс составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Природоведение 5 класс. В.В. Воронковой.

Основными задачами преподавания природоведения и биологии являются:

дать знания учащимся об окружающем мире, основанные на ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности;

формировать правильное понимание природных явлений;

привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека;

способствовать дальнейшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний;

воспитывать у учащихся интерес к окружающему миру, бережному отношению и любви к природе.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных. О здоровье человека.

Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем естествознания.

Рабочая учебная программа рассчитана на 70 учебных часа из расчета 2 часа в неделю.

Формы контроля, используемые учителем:

устный опрос, ответы на вопросы, пересказ;

практические работы

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.

Технологии:

коррекционно – развивающего обучения;

дифференцированного обучения;

здоровьесберегающие;

информационные.

Сроки реализации рабочей учебной программы: 1 год.

Количество часов корректируется в связи с объявлением карантина или отменой занятий по метеоусловиям.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Окружающий нас мир.

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Паша улица, район, деревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы.

Природа пашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух, которым мы дышим).

Сезонные изменения в природе.

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха).

Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелётные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.

Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.

Наша страна.

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи,такси).

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

Природа нашей Родины.

Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Живая природа.

Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения и животные луга Растения луга травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Растения и животные болота. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Растения и животные водоемов. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Охрана здоровья человека.

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.

Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.

Охрана природы и экология.

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Труд на пришкольном участке.

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

Повторение пройденного.

Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Практика взаимодействия с окружающим миром

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Окружающий нас мир.

Сезонные изменения в природе.

16ч

Наша страна.

Природа нашей Родины.

32ч

Охрана здоровья человека.

Охрана природы и экология.

Труд на пришкольном участке.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 класс:

учащиеся должны знать:

-обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различия неживой и живой природы;

-где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

-основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

-основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

учащиеся должны уметь:

-называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);

-связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

-выполнять рекомендуемые практические работы;

-приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;

-соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;

-соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Отметка «5» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;

для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.

Отметка «4» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;

ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;

допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

определение понятий недостаточно четкие;

не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.

Отметка «2» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты.

Отметка «5» ставится, если:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);

в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если:

правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;

допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2» ставится, если:

самостоятельно не определена цель опыта;

не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения:

Отметка «5» ставится, если:

наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;

выделены существенные признаки;

логично, доступно оформлены результаты и выводы.

Отметка «4» ставится, если:

наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;

при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.

Отметка «3» ставится, если:

допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений;

при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.

Отметка «2» ставится, если:

допущены 3-4 ошибки при проведении наблюдений;

неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены 3-4 ошибки в оформлении результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно – методический комплекс

Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И Учебники природоведения для учащихся школ VIII вида 5 класса. М., Просвещение, 2010 г.

Методическая литература

1.Воронкова В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классов Сборник №1. М., Владос, 2012 г.

2.Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010 г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программный материал

Кол-во часов

Дата

5 класс

1 четверть

Задачи курса «Природоведения»

1

1.

Человек и природа

1

2.

Далекий остров

1

3.

Изменения в жизни природы

1

4.

Погода

1

5.

Температура воздуха

1

6.

Вода в воздухе. Осадки

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика