рабочая программа по праву 10 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Альметьевска

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО зам. директора по УР директор школы

_______/(______________________) _______/(____________________) ________/(__________________)

«____»___________________2012г «_____»________________2012г «_____»________________2012г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___________по праву______________

(название учебного курса, предмета)

Ф.И.О. педагога Исмагиловой Ильгизы Вагизовны

учителя I квалификационной категории

Класс 10 А

Уровень базовый

(базовый, профильный)

2012-2013 учебный год

Протокол №__________

заседания педовета

«___»____________2012г

Альметьевск, 2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Рабочая программа по предмету право10 класс (базовый уровень) разработана на основе

•Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 (в ред. от 28.02.2012 года);

•Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 г. №1089 (в ред. от 19.10.2009.года, с изменениями от 31.01.2012 года);

•Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (в ред. приказа Минобрнауки России от 03.06.2011. №1994);

•Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки России от 27.12.2011.года № 2885;

•Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189;

•Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 19.10.1993 года № 1982-XII (в редакции Закона Республики Татарстан от 2 июля 1997 года № 1247) с изменениями;

•Республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.07.2012 года №4154/12, от 10.07.2012 года №4165/12;

•Учебного плана МБОУ «СОШ №18» г.Альметьевска Республики Татарстан, утвержденного директором школы от 31.08.2012г.

•Примерной программы среднего( полного) общего образования по праву (М.: Дрофа, 2008).

• Инструктивного письма МО и Н РТ от 16.10.2009г. №7931/9 «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году».

• Положения о рабочих программах МБОУ «СОШ №18 с УИОП» г. Альметьевска Республики Татарстан

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа предназначена для учащихся 10-го класса социально-экономического профиля ( I типа) в котором право изучается на базовом уровне.

В старшей школе правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

История государства и права

8

2

Вопросы теории государства и права

6

3

Конституционное право

10

4

Права человека

11

Итого:

35

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (35ч)

Тема 1. История государства и права (8ч)

Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Право Древнего мира. Право средневековой Европы. Становление права Нового времени.

Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российскойимперии Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.

Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».

Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.

Тема 2. Вопросы теории государства и права (6ч) Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.

Тема 3. Конституционное право (10ч) Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Тема 4. Права человека (11ч) Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека: СодержаниеМеждународного Билля о правах человека. Виды международныхдокументов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка, женщин и несовершеннолетних. Итоговое повторение

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Оценки устного ответа на уроках права

*Оценка «пять» — раскрытие материала полное, дополнения не требуется.

*Оценка «четыре» — в изложении материала допущены незначительные неточности.

*Оценка «три» — в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются значительные фактические ошибки.

*Оценка «два» — главное содержание фактического материала по вопросу не воспроизведено.

Оценки письменного ответа на уроках права

*Оценка «пять» — задания выполнены на 95 – 100 %

*Оценка «четыре» — задания выполнены на 75 – 94 %

*Оценка «три» — задания выполнены на –50- 74%

*Оценка «два» — задания выполнены на 49 %

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля, измерители

Дата

знания

умения

план

факт

Тема 1. История государства и права

8

1

Происхождение государства и права.

1

Урок изучения нового материала

Теории происхождения государства: патриархальная, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители

Объяснять связь государства и права. Характеризовать теории происхождения государства и права , их содержание, важнейшие элементы процесса появления государства и права.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Таблица «Теории происхождения государства»

04.09

2

Право Древнего мира.

Право средневековой Европы.

1

Комбинированный урок

Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и римское право. Особенности средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей

Характеризовать становление права в эпоху Древнего мира, особенности средневекового права, взаимоотношений средневекового права и церкви.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное,

Работа с документами, решение познавательных задач

11.09

3

Становление права Нового времени

1

Комбинированный урок

Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содержание Конституции США

Определять влияние социально-экономических потребностей на развитие буржуазного права. Анализировать достоинства и недостатки буржуазного права

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Решение познавательных задач, работа с документами

18.09

4

Развитие права в России IX-начала ХIХ в.

1

Комбинированный урок

Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси

Объяснять факторы, повлиявшие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России IX-начала ХIХ в.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Работа с документами, решение познавательных задач

25.09

5

Российское право в ХIХ – начале ХХ в.

1

Комбинированный урок

Политико-правовые воззрения декабристов. Проекты политико-правовых реформ времен правления Александра I, различия взглядов западников и славянофилов на историю Российского государства и права.

Характеризовать проекты политико-правовых реформ времен правления Александра I, объяснять отличия взглядов западников и славянофилов на историю Российского государства и права. Объяснять изменения в политико-правовой системе России в начале ХХ в.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Работа с документами, решение проблемных задач

02.10

6

Советское право в 1917 – 1953 гг.

1

Комбинированный урок

Сущность диктатуры пролетариата. Революционное правосознание. Нарушение законности в нашей стране в 1920-1950гг.

Характеризовать революционное правосознание. Рассказывать о нарушениях законности в нашей стране в 1920-1950-х гг.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Составить словарик темы

09.10

7

Советское право в 1954 – 1991 гг.

1

Комбинированный урок

Конституция 1977г. правозащитное, диссидентское движение

Характеризовать изменения, происходившие в период «оттепели» в политико-правовой области. Объяснять понятия: «правозащитное, диссидентское движение».

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Работа с документами

16.10



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика