рабочая программа по ОРКСЭ модуль Основы мировых религиозных культур


Утверждаю

Директор МАОУ «Новотаповская СОШ»

_____________ Т.И.Савельева

Приказ от 09.09.2013 № 23 -од

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОТАПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ул. Лермонтова, 17 с. Новый Тап Юргинского района Тюменской области

Тел/факс 8(34543) 47-2-53

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2013-2014 учебный год

по предмету ОРКСЭ

(Основы мировых религиозных культур и светской этики)

модуль «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

учитель: Касимова Наталья Александровна

совый Тап, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» , разработанной А.Н.Сахаровым, К.А. Кочегаровым.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной про граммы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был … представлен для право славных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по

отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.

Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную про грамму начального общего образования.

К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

• общеобразовательный, светский характер курса.

В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретно- исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;

• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

Связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

Место курса в учебном плане

На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 34 часов.

Используемый УМК

«Основы религиозных культур народов России» , А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров. Москва «Русское слово», 2012

Планируемые результаты на выходе 4 класса

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Педагогическое обеспечение учебного процесса

к необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая про грамма, пособие для учителя, а также дополнительная литературы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

урока

Количество часов

Целевая установка урока

(уроков)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

дата

Понятия

Предметные УУД

Универсальные УУД

Личностные УУД

1

Введение в предмет

1

Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире.

Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий — выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества

Душа,

религия,

язычество,

пророк,

монотеизм,

заповеди,

спасение

души

Понимать причины

возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Объяснять смысл

возникновения

монотеистических

религий в связи с выходом человечества

на новый уровень

нравственного

развития

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Становление гуманистических и демократических

ценностных

ориентаций

2-3

Древние предания христиан

2

Ветхий Завет — часть

Библии. Сотворение

Богом мира и человека.

Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их

изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Дьявол (сатана).

Свобода выбора человека. Всемирный потоп.

Вавилонская башня.

Пророк Моисей и

Десять заповедей

Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный

грех, грех,

свобода вы-

бора, ковчег,

Десять заповедей,

Мессия

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением

первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею

Десяти заповедей на

горе Синай.

Иметь представления

о христианских воз-

зрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл

грехопадения первых

людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека

Развитие этических

чувств -стыда, вины,

совести как регуляторов

морального поведения

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий

4-5

Возникновение христиан

2

Новый Завет — часть

Библии. Евангелие —

благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему основа христианского учения. Апостолы — ученики Иисуса Христа.

Предательство Иисуса

Иудой. Тайная вечеря.

Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в

ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа

Новый завет, Евангелия, апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.

Объяснять смысл искупительной жертвы

Христа

Знание основных моральных

норм и ориентация на них выполнение,

дифференциация

моральных

и конвенциональных

норм, развитие

морального

сознания

Развитие этических

чувств, доброжела-

тельности и эмоцио-

нально-нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей

6

Христианская церковь

1

Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы —

место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в

Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Склады-

вание церковной организации



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика