рабочая программа по окружающему миру_53074


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе проведение практических занятий – 1час, экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

А.А. Плешаков От земли до неба. Атлас — определитель

А.А. Плешаков Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 4 класс». – М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.

Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

— воспитание любви к своей малой Родине (г. Энгельс) и к Родине.

— формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно — научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:

-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

— проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

— проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

-обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

-экскурсии и учебные прогулки,

— встречи с людьми различных профессий,

-организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, — как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

Далее в теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества.

Основное содержание всех тем

РАЗДЕЛ 1. Земля и человечество (11 часов)

— Введение

— Мир глазами астронома

Вселенная. Солнце. Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь и времена года? Звездное небо – великая книга природы.

— Мир глазами географа

Что изучает география? Глобус и географическая карта. Пояса Земля.

— Прошлое и настоящее глазами эколога

Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща.

— Сокровища Земли под охраной эколога

Всемирное наследие. Международная Красная книга.

РАЗДЕЛ 2. Природа России (11 часов)

— Равнины и горы России

Восточно — Европейская, Западно — Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье, Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулканы Камчатки.

-Моря, озера и реки России

Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Река Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и другие.

-Зона Арктических пустынь

Царство льда и снега. Арктика и человек.

-Тундра

Природа тундры. Тундра и человек.

— Леса России. Лес и человек

Тайга, смешанные и широколистные леса. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого от нас?

— Зона степей

Природа степей. Степи и человек.

-Пустыни

В пустыне вовсе не пусто. Пустыни и человек.

-У Черного моря

Природа черноморского побережья Кавказа. Человек у моря.

-Экологическое равновесие

РАЗДЕЛ 3. Родной край – часть большой страны (12 часов)

— Наш край

Географическое положение Границы. Столица. Поверхность нашего края. Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана.

-Наши подземные богатства. Земля- кормилица

Полезные ископаемые. Охрана подземных богатств. Почва. Охрана почвы.

— Леса, луга и пресные водоемы нашего края

Лесные этажи. Животные нашего леса. О лесной подстилке и микроорганизмах. Луг – природное сообщество. Луга и человек. Жизнь пресного водоема. Разнообразие жизни в водоеме.

— Растениеводство и животноводство в нашем крае

Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства.

РАЗДЕЛ 4. Страницы всемирной истории (6 часов)

Начало истории человечества

— Мир древности: далекий и близкий

Древний Египет. Древняя Греция и древний Рим.

-Средние века: время рыцарей и замков

— Новое время: встреча Европы и Америки

Время отважных путешественников. Что оставило нам Новое время?

— Новейшее время: история продолжается сегодня

РАЗДЕЛ 5. Страницы истории Отечества (20 часов)

-Жизнь древних славян во времена Древней Руси

Князь Владимир и крещение Руси. Стана городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород. Из книжной сокровищницы Древней Руси.

— Трудные времена на Русской земле

Нашествие Батыя. Князь Александр Невский.

-Русь расправляет крылья

Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита. Куликовская битва.

— Путешествие в древнюю Москву

Иван 3. Иван Грозный. Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености. Патриоты России

-Петр Великий

— Михаил Васильевич Ломоносов

— Екатерина Великая

-Отечественная война 1812 года

Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ.

— Страницы истории 19 века

Царь – освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества.

-Россия вступает в 20 век

Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война.

— Страницы истории 20-30 годов

Новое государство – Советский Союз. Страна – труженица.

-Великая война и великая Победа

« Все для фронта! Все для победы!» Героическая летопись Великой Отечественной

-Страна, открывшая путь в космос

Первые в космосе. « Это наша с тобой биография!»

РАЗДЕЛ 6. Современная Россия (11 часов)

— Основной закон России

Ты живешь в России. Конституция – основной закон России. Что такое права человека. « Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ – конвенция о правах ребенка.

-Мы — граждане России

Что такое права и обязанности гражданина? Президент России. Федеральное собрание и правительство Российской Федерации.

— Славные символы России

— Такие разные праздники

— Путешествие по России

По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу Росси

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса:

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать:

— способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);

— названия океанов, материков;

— название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

— государственную символику России;

— государственные праздники России;

— основные природные зоны, уметь дать им характеристику;

— основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

— общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

— правила сохранения и укрепления здоровья;

— основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен

уметь:

— определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

— определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

— объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

— самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

— проводить самостоятельные наблюдения в природе;

— различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

— различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

— приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

— показывать на карте, глобусе — материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

— описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.






See also:
Яндекс.Метрика