рабочая программа по окружающему миру_52826


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир » соответствует следующим нормативным документам:

-Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №373 от 6 октября 2009г;

-Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в МОБУ СОШ д.Дергачевка на 2012-2013 уч .г.(приказ МО РФ № 2885 от 27.12.2011)

-Авторской программе по УМК «Перспектива» А. А. Плешакова «Окружающий мир»,

-Примерному положению о рабочей программе ,разработанной в МОБУ СОШ д.Дергачевка

-Уставу МОБУ СОШ д.Дергачевка

Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

-формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

-воспитание любви к своему городу, к своей Родине,

— формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

— развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе

А.А.Плешакова из расчета 2 ч в неделю.68 часов в год

Требования к уровню подготовки обучающихся

учащиеся должны знать:

–неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

–строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

–имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

–основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

–названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

–различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

–различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

–выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

–использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

–определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

–приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Учебно-тематический план

3

Раздел

Характеристика деятельности ученика

Всего часов

1

Время и календарь

Познавательные

:расширять представление о планете во Вселенной.

Устанавливать причинно-следственные отношения при наблюдении смены дня и ночи,

смены времен года.

Наблюдать за небесными телами — основой измерения времени и создания календаря.

Выяснять способы измерения времени

.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные:

развитие навыков экологически грамотного поведения в природной среде;

Личностные: усваивать правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

15ч

2

Осень

Познавательные

рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.

Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные:

развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение осенних праздников

Личностные: усваивать правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.осенью)

знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.

19ч

3

Зима

Познавательные

рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.)в зимний период

знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.

Регулятивные

принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные

развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение зимних праздников

Личностные:

усваивать правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

15ч

4

Весна и лето

Познавательные

рассматривают изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.)с наступлением весны и осени

. знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.

Регулятивные

принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные

Развитие навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников

Личностные

усваивать правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Сохранение и укрепление здоровья

19я

Содержание курса

Время и календарь(15ч)

(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень (19ч)

(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях

и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением

пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима(15ч)

(13 ч +2ч экскурсии-прогулки)

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето(19ч)

(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.

Календарно — тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Примечание

1

06.09

Осенние месяцы

2

07.09

Осень в неживой природе

3

13.09

Народные праздники в пору осеннего

равноденствия

4

14.09

Звездное небо осенью

5

20.09

Экскурсия на луг

6

21.09

Трава у нашего дома

7

27.09

Старинная женская работа

8

28.09

Деревья и кустарники осенью.

9

04.10

Чудесные цветники осенью

10

05.10

Осенняя прогулка

(экскурсия в лес).

11

12.10

Грибы

12

18.10

Шестиногие и восьминогие

13

19.10

Птичьи секреты

14

26.10

Как разные животные готовятся к зиме. проверочная работа

15

08.11

Невидимые нити в осеннем лесу



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика