рабочая программа по окружающему миру для 1 класса_53112


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 362

Московского района Санкт-Петербурга

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Педагогический совет ГБОУ школы

№ 362

Протокол № ____

От__ ________2013г.

Заместитель

директора по УВР ГБОУ школы362

____________________

_____________ ______

____ ___________2013 г.

Директор ГБОУ школы362

_________________

Серова Т.Н.

«____»___________2013 г.

Приказ № __ от ___ _____2013г.

Рабочая программа по окружающему миру

для 1 б класса

Срок реализации программы: 2013 – 2014 учебный год.

Автор — разработчик Кирилина О.Н.

Санкт-Петербург

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  курса «Окружающий мир» для  1 класса общеобразовательных учреждений разрабатывалась на основе авторской программы Плешакова А.А. с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в первом классе начальной школы отводится 2ч в неделю, 66ч в год (33 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание программы

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Святыни родного края.

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Звёзды. Луна. Явления природы.

Горные породы и минералы

Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Культурные растения. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Растения, их разнообразие. Жизнь растений.

Животные, их разнообразие. Насекомые, их отличия. Рыбы, их отличия. Птицы, их отличия. Звери, их отличия. Жизнь животных

Семья. Хозяйство семьи. Компьютер. Поведение на дорогах. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Вода., ее свойства. Электричество. Средства связи, письма.

Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Космос.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человек на природу ( в том числе на примере окружающей местности). Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Тематическое планирование

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Формирование УУД

Стр. учеб.

Доп. материал

Вид контроля

Задавайте вопросы! (1ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы; (К)

вступать в учебный диалог; (К)

пользоваться условными обозначениями учебника; (П)

различать способы и средства познания окружающего мира; (П)

оценивать результаты своей работы на уроке (Р)

с.3–8 (уч.)

с. 3 (т.)

Раздел «Что и кто?» (20 ч)

с.10-54 (уч.)

с.4-34 (т.)

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л)

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; (Л, П)

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; (П)

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; (К)

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р)

с.9-11(уч.)

с.4 (т.)

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л)

рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; (П)

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; (К)

обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; (К)

работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; (К, Л))

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. (К, Р)

с.12-12(уч.)

с. 5-6(т.)

Видео-фильм

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л)

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; (П)

узнавать достопримечательности столицы; (П)

работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; (К)

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р)

с.14-17(уч.)

с.7(т.)

Видео-фильм

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; (К)

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; (Л, К)

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; (К, Л)

составлять устный рассказ; (К)

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); (К)

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей (Р)

с.16-17(уч.)

с.8-9(т.)

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; ( Л)

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; (П)

моделировать форму Солнца; (П)

работать в паре: моделировать форму созвездий; (К)

работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); (К, П)

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К,Р)

с.18-19(уч.)

с.10(т.)

Атлас-определи-тель (А), CD

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; ( Л)

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; (П)

— практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; (П)

различать гранит, кремень, известняк; (П)

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; (К)

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К,Р)

с.20-21(уч.)

с. 10-11(т.)

Атлас-определи-тель (А), CD

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; ( Л)

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; (П)

практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; (К)

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; (К,Р)

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р)

с.22-23(уч.)

с.12-13(т.)

Атлас-определи-тель (А), CD

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; ( Л)

наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; (П)

— практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; (П, Р)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика