рабочая программа по окружающему миру 4 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, авторской программы по окружающему миру. (Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В.), Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дополнительное образование. Начальная школа /Под науч. Ред. Фельдштейна Д.И. Изд. 2-е, доп.-М.: Баласс, 2010./ ( учебники: Вахрушев А.А. , Данилов Д.Д. , Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»). Учебник в 2-х частях – М.: Баласс, 2009; Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. , Кузнецова С.С. , Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2-х частях – М.: Баласс, 2009)

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочно-эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от детей пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается все больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5-9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом вменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

Средством воспитания, и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира — при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Данная программа позволяет ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей.

Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. У него при этом постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

Главная цель — это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции, в конечном счете, поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек — природа», «человек — общество».

Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет — формирование толерантной личности — человека способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей.

Данный курс позволяет познакомить ребят с картиной мира и научить их пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных зданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач — главный способ осмысления мира.

Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Контроль за усвоением знаний. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю.

Во-первых, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами:

1. Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, подобное). Очень важно, чтобы объем заданий учитель определял, исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).

2. Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимое для решения возникшей проблемы содержание.

Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и проверочных работ. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях, самостоятельных и проверочных работах различается своей сложностью. Задания в учебнике и рабочей тетради — самые трудные Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который при желании могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. В отличии от этого в самостоятельных и проверочных работах отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс) — с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю. Материал проверочных работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний — он является основой для итогового контроля учебного модуля (группы тем), как правило, одной четверти.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4-й , 68 часов (2 часа в неделю)

Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Человек и его строение (13 ч)

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и ее роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли — защита от истирания кожи. Кожа — орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы — движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление легких.

Круги кровообращения. Сердце — насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и ее транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и ее красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг — орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы — быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы — «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария — самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза — органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос — орган обоняния. Ухо — орган слуха. Язык — орган вкуса. Кожа — орган осязания. Орган равновесия. Боль — сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение — свойство живых организмов. Эмбрион — орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребенка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы — возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передается? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, ее причины. Клетки крови — пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура — необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека (2 ч)

Предки человека — человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков — предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди — древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок — главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнем и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (10 ч)

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяет увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком.

Клин, блок, ворот.

Вода, ее свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды — устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость).

Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ — ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полет в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас все более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Повторение изученного материала — 7 ч.

Часы по выбору учителя — 2 ч.

Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир (5 ч)

Человек — дитя природы и общества. «Маугли» — человек, вне человеческого общения. Основные психологические отличия человека от животных,

Основные качества личности. Роль сознания и воли в поведении человека.

Эмоции — их значение для человека и правила их проявления.

Отличия чувств от эмоций. Роль эмоциональных состояний в поведении человека. Настроение. Тревожность.

Что такое характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Человек и общество (4 ч)

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество — самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка.

Человек и история человечества (5 ч)

История человечества — возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества — смена нескольких эпох — «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах правилах морали: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

Человек и многоликое человечество (4 ч)

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом). Религии мира — религии, распространившиеся во многих народах мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (4 ч)

Образ «мирового хозяйства», объединяющего все человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Организация Объединенных Наций — как сообщество почти всех : государств планеты. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН «Декларация прав человека».

Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества.

Все человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества. Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас.

Повторение изученного материала — 6 ч.

Часы по выбору учителя — 6 ч.

Требования к знаниям учащихся по окружающему миру:

К концу 4-го класса учащиеся должны знать (по естествознанию):

— об изготовлении орудий труда и возникновении речи — как об основном отличии человека от животных;

— об основных органах и системах органов человека, их функциях;

— о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;

— об основных этапах становления человека и его разума;

— важность воды для жизни живых организмов и человека;

— основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа);

— основные свойства воздуха (как газа);

— применение важнейших полезных ископаемых;

— об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;

— о единственной стратегии выживания человечества — вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы;

Учащиеся должны уметь:

— находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

— объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;

— ухаживать за своим телом;

— составлять правильный режим дня;

— оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;

— объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.

К концу 4-го класса учащиеся должны знать (иметь первичные представления о понятиях и явлениях) (по обществознанию):

— личность, характер, эмоции, чувства;

— совесть, мораль, право;

— эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века. Новое время, Новейшее время;

— расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, общечеловеческие ценности; основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности.

Учащиеся должны уметь:

— по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

— отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

— объяснять различия между людьми современного человечества; отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;

— объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

— замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений,

— объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

— замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по окружающему миру

(программный минимум)

(1-4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»

уметь объяснять мир

уметь определять своё отношение к миру

4-й класс (Естествознание)

— объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

— применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

— называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твердых тел;

— объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

— объяснять, в чем главное отличие человека от животных;

— находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения

— оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

— доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

4-й класс (Обществознание)

— по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

— отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

— объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

— объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

— замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Требования к результатам обучения по окружающему миру дополнены требованиями из государственных стандартов начального общего образования Второго поколения, чтобы обеспечить современный подход к обучению учащихся.

В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе. Они приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира

более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.

Выпускники получат возможность осознать целостность научной картины мира, свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Выпускники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем

мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Раздел «Человек и природа»

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество»

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым

чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

№ п/п

Основные разделы программы

Количество часов

Программа Вахрушева А.А.,Данилова Д.Д.,Раутиан А.С.,Тырина С.В.

рабочая

программа

I.

Часть 1. Человек и природа.

34 ч.

34ч.

1.

Человек и его строение.

13 ч.

13 ч.

2.

Происхождение человека.

2 ч.

2 ч.

3.

Рукотворная природа.

10 ч.

12ч.

4.

Повторение

7ч.

7 ч.

5.

Часы по выбору учителя.

2ч.

II.

Часть II. Человек и человечество.

34ч.

1.

Человек и его внутренний мир.

5 ч.

5 ч.

2.

Человек и общество.

4ч.

4 ч.

3.

Человек и история человечества.

5 ч.

10 ч.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс


Окружающий мир.

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа разработана основе авторской программы О. Т. Поглазовой «Окружающий мир 4 класс» 2010 года и адресована обучающимся 4 класса общеобразовательной школы.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебником «Окружающий мир» и тетрадью для 4класса, автор О.Т. Поглазова.

Место предмета «Окружающий мир» в базисном учебном плане:

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 68ч, из расчета 2 часа в неделю.

Курс « Окружающий мир» является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.

Изучение окружающего мира осуществляется по трём стержневым направлениям:

окружающий мир многогранен, интересен и всё время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был;

опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;

природа жизненно необходима тебе, однако, она очень ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию.

Основной целью этого курса является: cформировать у обучающихся представление об изменения, происходящих в окружающем мире: в природе, обществе и жизни людей.

При этом решаются следующие развивающие образовательные и воспитательные задачи:

развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человек и общества;

усвоение обучающимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

воспитание у обучающихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Отличительные особенности программы:

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 68 ч, из расчета 2 часа в неделю. Авторская программа к курсу «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой принята за основу, так как соответствует количеству часов базисного учебного плана.

Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.

Методы и формы обучения:

частично – поисковые;

исследовательские;

методы проблемного изложения;

словесные;

наглядные.

Основная форма: урок.

Технологии обучения:

обучение на основе «учебных ситуаций»;

проектная деятельность;

уровневая дифференциация;

информационные и коммуникационные;

здоровьесберегающие.

Виды контроля.

текущий (анализ хода формирования знаний, умений и навыков);

тематический (своевременное выявление причин неусвоения учебного материала);

итоговый контроль (выявление у детей уровня знания теории и практического применения с элементами самоконтроля).

Формы контроля:

индивидуальная и фронтальная устные проверки;

письменные работы (контрольные и проверочные работы);

тесты;

практические работы.

Обоснование выбора УМК.

Реализовать данную программу помогают:

Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 год.

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 20102 год.

Тестовые задания к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 год.

Курс «Окружающий мир» объединяет знания о природе, человеке и обществе. Содержание, структура и система развивающих заданий создают условия для ознакомления с новым материалом, для его закрепления на уроке и для самостоятельной работы.

Система заданий составлена с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех обучающихся. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно или с помощью учителя, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира и разными видами учебной деятельности.

Содержание учебного материала.

Рабочая учебная программа разработана на основе авторской программы О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 2010года. На изучение данного предмета отводится 68часов в год, из расчета 2 часа в неделю. Никакие изменения в программу внесены не были.

Тематический план

Название раздела

Кол – во

часов

Практическая

часть

Четвертый год обучения

Ориентирование в пространстве и во времени

Способы изображения предметов и местности

Как изображают Землю

Путешествие по поверхности и недрам

Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России

13ч

Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России

19ч

Путешествие по океанам и материкам Земли

10ч

Итого:

68ч

23ч

Практическая часть

№ п\п

№ урока

Название работы.

Дата

I четверть

1

4

Тест №1 по теме «Счет времени»

2

5

Экскурсия №1 на пришкольный участок.

3

7

Практическая работа №1 «Как пользоваться компасом».

4

10

Практическая работа №2 «План местности»

5

11

Тест №2 по теме «Ориентирование в пространстве»

6

15

Тест №3 по теме «Солнечная система»

7

16

Контрольная работа№1 за 1 четверть.

8

18

Творческая работа (аппликация )«Солнечная система»

2четверть

9

22

Практическая работа №3 «Минералы и их свойства»

10

25

Тест №4 по теме «Полезные ископаемые»

11

26

Контрольная работа№2 за 2 четверть.

3четверть

12

33

Тест№ 5 по теме « Природные зоны»

13

34

Проверочная работа №1 по теме «Природные зоны России».

14

38

Тест№ 6 по теме «Природные сообщества»

15

39

Проверочная работа №2 по теме «Путешествие по природным сообществам».

16

48

Тест №7 по теме «Исторические события»

17

50

Контрольная работа№3 за 3 четверть.

18

51

Обобщающий урок по теме «Путешествие в прошлое»

4четверть

19

57

Как образовалась Россия, в которой мы живем.

Ролевая игра «Я – экскурсовод» (исторические места родного края)

20

58

Кем и чем гордится Россия.

Проверочная работа №3 по теме «Важнейшие события в истории Отечества».

21

65

Тест №8 по теме « Материки Земли»

22

66

Контрольная работа №4 за 4 четверть

23

68

Краеведческая экскурсия «Что дает наш край стране?»

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к уровню подготовки обучающихся 4 класса

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 4 классе обучающийся должен:

знать:

– смысл понятий: сутки, неделя, год, век, тысячелетие, календарь; горизонт, стороны горизонта, компас, масштаб, план, карта, глобус; планета, естественный спутник, звезда, созвездие, Солнечная система, космонавт, космический корабль, искусственный спутник; полезное ископаемое, природная зона, природное сообщество, полярная ночь (день); исторический источник, род, племя, княжество, государство, дань, иго, революция, Гражданская война, Отечественная война, Президент, Государственная Дума, Совет Федерации; материк, океан, море, кругосветное путешествие;

– причины смены дня и ночи и изменения их длительности, смены сезонов, изменения вида Луны, смены климатических условий в природных зонах, экологических проблем, возникающих по вине человека;

– названия материков и океанов Земли, 3–4 планет Солнечной системы; 2–3 морей, омывающих Россию, крупных рек, озёр, гор, равнин на территории России и родного края, полезных ископаемых, добываемых в России и в родном крае; природных зон, расположенных на территории России; названия Российского государства, его столиц, имена правителей в разные исторические периоды, изученных исторических памятников России и родного края;

– 2–3 примера растений и животных, обитающих в разных природных зонах, природных сообществах, их взаимосвязии приспособляемость к природным условиям; растений и животных разных материков; коренных жителей природных зон и материков, наиболее многочисленных народов России и родного края; первооткрывателей новых земель; экологических проблем, возникающих по вине хозяйственной деятельности людей в природных зонах, при добыче и транспортировке полезных ископаемых, нерационального их использования; ярких событий в истории России и родного края; великих географических открытий;

– способы сохранения видового многообразия растительного и животного мира природных зон и сообществ (Краснаякнига, заповедник, заказник, национальный парк), меры по сохранению природы своего края;

– наблюдаемые свойства минералов и полезных ископаемых (цвет, блеск, прозрачность, запах, твёрдость, рыхлость, пластичность, горючесть, магнитные свойства);

– условные знаки, с помощью которых изображаются горы, равнины, возвышенности, водоёмы на физической карте, 2–3 топографических знака плана местности, 3–4 знака полезных ископаемых, 2–3 условных обозна-чения на исторической карте;

понимать:

– в окружающем нас мире «всё связано со всем»; деятельность людей может нарушать природное равновесие; важность и необходимость бережного отношения к окружающей среде и собственного участия в сохранении красоты и гармонии при роды;

– открытие новых земель – великий подвиг исследователей; освоение новых земель сопряжено не только с большими трудностями и опасностями, но и с экологическими проблемами планетарного масштаба; сохранение чистоты воздуха,воды, земли – важнейшая задача всего человечества;

– наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю; народы нашего многонационального государства прошли вместе трудный и славный путь его создания, отстояли независимость России; россияне могут гордиться нравственным наследием своих предков, памятниками истории и культуры, поэтами, писателями, художниками, композиторами, скульпторами, полко-водцами, путешественниками, космонавтами, снискавшими мировую славу и признание народов нашей планеты;

– родной край – частица нашего великого Отечества, и он имеет свою бога-тую историю;

уметь:

– различать основные и промежуточные стороны горизонта, условные линии и точки глобуса (параллели, меридианы, полюсы, экватор), план местности и карту, географическуюи историческую, арабские и римские цифры, условные знаки местности, физической и исторической карт, полезных ископаемых;

– кратко характеризовать географическое положение изучаемых объектов; географические объекты и территории на основе учебного текста и карты; местность по плану и карте, используя их условные обозначения; условия жизни на Земле и их изменения, связанные с суточным и годовым движением Земли; особенности климатических условий в природных зонах и приспособляемость растений и животных к этим условиям; особенности жизни и хозяйственную деятельность людей в разных природных зонах; особенности природы гор, болота, озера, леса, луга, взаимосвязи между живыми организмами, обитающими в этих природных сообществах; исторические события, происходившие в нашем государстве в течение столе тий; значение Новгорода, Москвы,Санкт-Петербурга в истории государства, их основные достопримечательности; историю родного края, его достопри-мечательности;

– приводить примеры способов ориентирования на местности; использования полезных ископаемых; растений и животных, обитающих в природных зонах и сообществах, цепей питания в них; приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; негативных последствий экологически неграмотной деятельности людей; основных (судьбоносных) событий, происходивших в истории России, современных социальных явлений; правителей России, князей, полководцев, оставивших яркий след в истории России; столиц России, крупных городов и городов-героев, городов родного края; географических открытий, крупнейших государств мира, их столиц, государств, являющихся соседями России;

– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые географические объекты, называя их существенные признаки, сходства и различия;

– объяснять взаимосвязи неживой и живой природы в природных зонах, живых организмов в природных сообществах; роль и место человека в природе и обществе; влияние хозяйственной деятельности людей на окружающую среду;

– читать план и карту, определять по условным знакам формы рельефа, виды водоёмов, полезных ископаемых; находить и показывать на карте полушарий местоположение России и родного края, материков и океанов, рек, озёр, пустынь,городов, государств, природных зон; на исторической карте показывать места исторических событий;

– пользоваться компасом для определения сторон горизонта и объяснять его устройство; лупой для определения свойств минералов; словарём для определения значения незнакомых слов;

– соотносить арабские и римские цифры, век и дату исторического события, упорядочивать события во времени; местоположение географических объектов физической и контурной карт; текстовую информацию и её отображение на карте;

– наблюдать деятельность людей в разных сферах; природные явления, сезонные изменения в природе и систематически отражать их в дневнике наблюдений; исторические памятники, старинные дома, храмы, старинные предметы быта, посещая исторический центр родного города, исторический или краеведческий музей;

– выполнять и фиксировать результаты проведённых наблюдений, опытов и практических работ, объяснять их цели, условия проведения, полученные выводы, устройство и назначение используемых приборов;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика