рабочая программа по окружающему миру 3 класс ПНШ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, с требованиями ГОС 2004 года, примерной программой по окружающему миру и на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Федотовой О.Н, Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Окружающий мир» образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой.

Данная программа содержит темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.

Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Модульным курсом в предмет «Окружающий мир» входит курс по ПДД (9 часов)

За основу рабочей программы была взята авторская программа Федотовой О.Н, Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. , так как она разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного)содержания..

В соответствии с базисным учебным планом и примерной программой по окружающему миру предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов (1 класс- 66 часов, 2 класс- 68 часов, 3 класс- 68 часов, 4 класс- 68 часов)

Программу обеспечивают следующие пособия:

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А. Наш мир. 3 класс: учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М: Академкнига / Учебник, 2012.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В. Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: учебник-хрестоматия. — М.: Академкнига / Учебник, 2008.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А. Наш мир. 3 класс: методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта; опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

формирование специальных умений — работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

На уроках окружающего мира обучающимися ведется работа с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, хрестоматией, они развивают познавательные способности за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми — родителями, педагогами школы, агрономами, экологами, на уроках информатики и т. д.) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике.

В третьем классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп — как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкометр, флюгер) и моделей (географическая карта, план местности, глобус).

Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли.

В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация; б) репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; в)проблемное изложение изучаемого материала; г)частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод.

Формы организации процесса обучения:

Групповая

Индивидуальная

Фронтальная

Экскурсии

Рабочая программа рассчитана на 68часов в год.

— практических занятий –14- экскурсий – 5

Формы контроля: Проверочные работы –1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Планета, на которой мы живем — 12 часов

Глобус – модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.

Географическая карта как ещё один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, стороны горизонта, линия горизонта. Компас.

Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходства и различие.

Практические работы: работа с физическими и контурными картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы ( 3 – 5 названий), моря, реки, озёра (3 – 5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приёмы чтения плана и карты.

Экскурсия: изучение основных форм поверхности родного края.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

устройство и назначение компаса;

географическое положение России и своего края (примерное положение своего города, села, поселка на карте);

глобус – модель Земли;

понятия «экватор», «параллели», «меридианы»;

материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе);

карту полушарий, физическую карту России, условные обозначения;

понятие «план местности» и условные обозначения, масштаб;

поверхности; равнины, холмы, овраги, способы изображения земной поверхности;

особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, их использование и охранные мероприятия на территории родного края;

Уметь:

соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);

ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;

показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (города Москву, Санкт-Петербург, города Золотого Кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);

работать с картой, выполнять задания на контурной карте;

называть отличия плана местности от рисунка местности;

называть части холма;

делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся первых, вторых, третьих классов;

написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

ориентироваться на местности по компасу;

рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;

удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации словарях, справочниках, литературных источниках.

2. Неживая природа. Взаимосвязь неживой и живой природы — 34 часа

Первоначальные представления о веществе. Примеры твёрдых, жидких, газообразных веществ.

Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.

Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.

Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоёмов, бережное отношение к воде.

Воздух – смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы).

Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Твёрдые вещества. Свойства твёрдых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.

Практические работы: изучение свойств воды в жидком и твёрдом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твёрдых тел при нагревании. Сравнение минералов по твёрдости. Изучение свойств воздуха. Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололёда. Изготовление модели термометра, компаса.

Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Почва – единство живого и неживого, её примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Экскурсия: «Почвы родного края».

Практические работы: определение примерного состава почвы.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;

понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);

три состояния веществ в природе;

основные свойства воды и воздуха;

источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;

круговорот воды в природе;

некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);

полезные ископаемые родного края;

свойства полезных ископаемых;

особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;

устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;

горные породы, процесс почвообразования (выветривание, разрушение под воздействием солнца, ветра, воды);

значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;

особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;

Уметь:

соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);

проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;

измерять температуру воды и воздуха;

письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;

делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;

узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;

делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;

написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

принимать посильное участие в охране и защите природы;

использовать термометр для измерения температуры воздуха;

оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);

выполнять правила поведения в природе;

рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;

удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.

3. Природные сообщества — 16 часов

Лес, луг, водоём, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появление из яйца и развития бабочки – капустницы).

Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоёма, в лесу, вблизи болот). Человек – защитник природы.

Практические работы: участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Уход за комнатными растениями.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;

многообразие животного и растительного мира леса, луга, водоемов, поля, болот;

понятие «природное сообщество»;

значение леса для природы и для жизни человека;

реки и озёра России, родного края;

о безопасном поведении человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот);

о развитии животных;

охранные мероприятия по сохранению природы родного края;

Уметь:

соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);

письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;

узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;

раскрывать связи между обитателями разных природных сообществ, составлять цепи питания;

охранять природные богатства;

выполнять правила безопасного поведения в лесу, у водоёмов, болот;

показывать на карте реки и озёра;

называть растения и животных из Красной книги родного края;

делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;

написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

принимать посильное участие в охране и защите природы;

оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);

выполнять правила поведения в природе;

рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;

удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.

4. Наша страна Россия — 6 часов

Лента времени. Города России – Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности – памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).

Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План – карта

Санкт-Петербурга VIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (памятник Петру I – «Медный всадник». Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж)

Практические работы: работа с картой – города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.

Экскурсия в краеведческий музей.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

положение России и своего края (города, примерное положение своего села, поселка) на карте;

города Золотого кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;

достопримечательности Санкт-Петербурга.

понятие «век», «год», «месяц»;

основные изменения облика Московского Кремля с XII по XVвек»

Уметь:

соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

ориентироваться по ленте времени;

показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (город Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);

описывать историю возникновения и строительства Санкт-Петербурга;

показывать на карте родной город Курган и рассказывать о достопримечательностях;

делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;

написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

принимать посильное участие в охране и защите природы;

рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;

удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.

Учебно-тематический план

Окружающий мир 3 класс – 68 часов (2 часа в неделю)

Дата

Темы уроков

1.Планета, на которой мы живём – 12 часов

1

Гл.1 Изображение Земли на глобусе — 4 ч

Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Миши и Маши членам клуба «Мы и окружающий мир».

2

Глобус – модель земного шара.

3

Материки и океаны на глобусе.

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика