рабочая программа по окружающему миру 1 класс


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), авторской программы «Окружающий мир» для 1 класса Н.В.Виноградовой ой в рамках проекта «Начальная школа ХХI века». Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Особенности обучения в 1 классе.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями. интегрированный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученный при изучении других учебных предметов и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Изобразительное искусство даёт возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства первоклассника, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.

Русский язык служит основой для развития устной речи. Литературное чтение создаёт условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.

Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды.

Основной особенностью при построении курса обучения в 1 классе является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту, у первоклассников должны быть сформированы: произвольность на достаточно высоком уровне, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, активность и инициативность, умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценивать правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

Программа рассчитана на проведение 2-х уроков в неделю, 66 часов в год.

Учебно-тематический план.

п/п

Содержание программного материала

ЗУНы

Количество часов

1

Введение. Что такое окружающий мир.

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Научится называть объекты окружающего мира, классифицировать объекты по разным основаниям.

1 час

2

Мы – школьники.

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется).

Получит знания о правилах поведения в школе, научится описывать назначение различных школьных помещений

2 часа

3

Семья

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Научатся рассказывать о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях в семье; своих любимых занятиях,

2 часа

4

Я и другие люди.

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях.

Научатся различать основные нравственно-этические понятия, рассказывать о своих друзьях.

5 часов

5

Ты и твоё здоровье.

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Научатся заботиться о своём здоровье. Познакомятся с правилами гигиены зубов, ротовой полости, кожи; с режимом дня и режимом питания, правилами поведения за столом.

6 часов

6

Труд людей.

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

Научатся классифицировать предметы по принадлежности, участвовать в труде по уходу за комнатными растениями.

7 часов

7

Родная природа.

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Научатся описывать сезонные изменения в природе, называть

царства природы, описывать признаки растения и животного как живого существа, описывать представителей растительного и животного мира из разных сообществ. Сравнивать домашних и диких животных.

30 часов

8

Родная страна.

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Научатся ориентироваться в понятии символика страны, называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Научатся анализировать дорогу от школы до дома, ориентироваться на знаки дорожного движения. Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта.

11 часов

Итого.

64 часа

Практическая часть программы.

Форма работы

Содержание.

Экскурсии

Сезонные экскурсии в природу «Времена года»

Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом людей

Экскурсии в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов (по возможности)

Практические работы

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы.

Оборудование аквариума, террариума.

Поурочно-тематическое планирование (окружающий мир)

Тема урока

Число

Введение. Что такое окружающий мир.

1

Этот удивительный мир.

Мы – школьники.

2

Давай познакомимся. Стартовая диагностическая работа.

3

Мы школьники. Правила поведения в школе. Экскурсия по школе.

Родная природа.

4

Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в природу.

5

Что нам осень подарила.

6

Грибная пора.

Семья.

7

Семья. О маме.

8

Любимые занятия. Воскресный день.

Труд людей.

9

Как из зерна получилась булка.

10

Человек и домашние животные.

Родная природа.

11

Октябрь уж наступил. Птицы осенью.

12

Явления природы.

Родная страна.

13

Где ты живёшь?

14

Правила поведения на дорогах.

Труд людей

15

Ты и вещи.

16

Кто работает ночью?

Твоё здоровье.

17

Твои помощники – органы чувств.

18

Правила гигиены.

19

О режиме дня.

20

Урок в спортивном зале.

Родная природа.

21

Ноябрь – зиме родной брат.

22

Ноябрь – зиме родной брат.

23

Дикие животные.

24

Звери- млекопитающие.

25

Что мы знаем о птицах.

Родная страна.

26

Родной край.

27

Дом, в котором ты живёшь.

Родная природа.

28

В декабре, в декабре все деревья в серебре…

29

Какой бывает вода.? Промежуточная диагностическая работа.

Я и другие люди.

30

О дружбе.

31

Идём в гости. С наступающим Новым годом!

Родная природа.

32

Январь – году начало, зиме середина.

33

Январь – году начало, зиме середина. Экскурсия в природу.

34

Хвойные деревья.

35

Жизнь птиц зимой.

36

Жизнь птиц зимой.

37

Февраль – месяц метелей и вьюг.

38

Звери-млекопитающие.

39

Наш уголок природы. Животные уголка природы.

40

Наш уголок природы. Растения уголка природы.

Я и другие люди.

41

Правила поведения

42

23 февраля

43

8 марта – праздник всех женщин

Родная природа.

44

Март – капельник.

45

Птицы и звери весной.

Родная страна.

46

Наша страна – Россия. Экскурсия в Москву.

47

Наша страна – Россия.

48

Богата природа России.

49

Богата природа России.

50

Мы – россияне.

51

Мы – граждане России.

Ты и твоё здоровье.

52

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

53

Здоровая пища. Какое бывает настроение.

Труд людей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 5

г. Алексеевка

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

начальных классов

_____ Гриценко Т.В.

Протокол № ____

от « » ______ 2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

школы № 5 по УВР

______ Добудько В. И.

от « » ________ 2013г.

«РАССМОТРЕНО»

На заседании

Педагогического совета

школы № 5

Протокол № ____

от « » ________ 2013г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ ООШ № 5

_______ Битюцкая А.А

Приказ № ____

от « » ________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Шевелевой Галины Валентиновны

1 класс

Базовый уровень

2013 — 2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе сборника программ «Школа России» . / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. М. : Просвещение, 2011. ,авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»,(М.: Просвещение, 2011) и локального акта МОУ ООШ № 5.

Программа реализуется посредством следующего методического комплекта:

Плешаков А.А.Окружающий мир: учеб. для 1 кл. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А. А.Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа по окружающему миру в 1классе рассчитана на 66ч ( 2ч в неделю, 33 учебные недели). В авторскую программу изменения не внесены.

В течение года возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков с праздничными днями, с сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

Планируемые сроки освоения программы по русскому языку с 01.09.2012 по 25.05.2013.

Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания предмета являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика предмета

Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

.

Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» в I классе отводится 66 ч (33 учебные недели по 2 ч в неделю). В учебный план входит 1 контрольная работа.

Ценностные ориентиры содержания предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения предмета

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты учебного предмета.

В результате изучения окружающего мира первоклассник научится:

Задавать вопросы:

— что можно увидеть на небе днем и ночью?

— что можно увидеть под ногами?

— что растет на подоконнике и клумбе?

— солнце, его форма; луна и звезды;

— камни и их разнообразие;

— различать дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;

— части растений;

— ознакомится с разнообразием животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

— различать признаки живой и неживой природы;

— находить основные сведения о своей стране, селе, планете;

— различать виды транспорта;

-применять правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;

— различать виды водоемов, части реки;

— правилам безопасного обращения с электроприборами;

— узнавать свойства снега и льда;

— различать признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;

— уходу за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

— охранять окружающую среду от загрязнения;

— различать времена года, растения и животные ближайшего природного окружения;

— правилам поведения в природе; правилам дорожного движения;

— распознавать основные дорожные знаки;

— ознакомится с различными видами профессий;

— находить связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;

— понимать значение роли экологии в жизни людей;

— различать объекты живой и неживой природы;

— различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);

— вести наблюдения в природе под руководством учителя;

— объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;

— различать водоемы; части реки;

— выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;

— различать время и времена года; изученные растения и животные;

— применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки; и различать виды профессий;

— объяснять причину возникновения дождя и ветра;

— различать цвета радуги, звук и свет;

— различать изученные группы растений и животных;

— различать изученные виды транспорта;

— выполнять правила личной гигиены;

— понимать правила поведения в природе;

— устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

Первоклассник получит возможность научиться:

— понимать необходимость здорового образа жизни;

-соблюдать правила безопасного поведения дома, на улице, в школе;

— использовать знания для сохранения и укрепления своего здоровья;

— выполнять режим дня;

-соблюдать правила экологического поведения;

— выполнять правила общения со взрослыми и сверстниками;

-использовать различные источники для поиска необходимой информации

Содержание программы учебного курса ( 270 ч)

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика