рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Лениногорска»

Лениногорского муниципального района

Республики Татарстан

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВРДиректор МОУ СОШ №1 г.

Лениногорска

____________ Хасанова Р.М._____________ Ильина И. А.

«____» ___________2010г.«_____»__________2010г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

1 класс

Учитель начальных классов

Гараева З.М.

Рассмотрено на заседании ШМО:_____________________________________

«____» ____________2010 г

Пояснительная записка

Рабочая программа курса окружающего мира А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

К концу 1-го класса учащиеся

должны знать:

— роль руки и слов в общении;

— роль опыта – как источника благосостояния людей;

— что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;

— что такое общение и какова его роль в жизни человека;

— что такое город;

— основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;

— основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;

свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;

— основные черты сходства и различий растений и животных;

— основные группы домашних животных и растений;

— отличительные особенности человека от животных;

— элементарные сведения о строении человека;

— правила поведения в природе;

— основные признаки каждого времени года.

должны уметь:

— называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;

— пользоваться словами, указывающими направление и время;

— наблюдать, делать умозаключения;

— пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

— различать профессии людей;

— различать природные богатства, живые и неживые;

— различать растения и животных;

— приводить примеры названий 5–10 дикорастущих растений и животных;

— приводить примеры названий 5–10 культурных растений и домашних животных;

— оценивать правильность поведения в природе;

— оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Содержание программы

Текст содержания программы излагает в логической последовательности и взаимосвязях основные понятия, закономерности и правила, которые необходимо изучать на уроках.

Как мы понимаем друг друга ( 10 ч)

Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, почему этот палец так называется? Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далекие, сказочные, предметы в будущем).

Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.

Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперед», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ», «раньше» и «позже».

Как мы узнаем, что перед нами (4 ч)

Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.

Как ты узнаешь мир (4 ч)

Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.

Твоя семья и твои друзья (7 ч)

Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого ее члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.

Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и ее роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство.

Что нас окружает (11 ч)

Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в селах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.

Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.

Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твердые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твердое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

Живые обитатели планеты (14 ч)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их при- способленность к своему месту жизни.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.

Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детенышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

Отчего и почему (1 ч)

Последовательность событий и ее причины. Причина и следствие.

Времена года (4 ч)

Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилет птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнезда.

Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Все живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнезда и логова животных.

Экскурсия в парк «Осенняя природа».

Экскурсия в парк «Зимняя природа».

Экскурсия в парк «Весенняя природа».

Повторение изученного материала – 4 ч.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутин А.С. Я и мир вокруг: учебник для 1 класса. 2 ч. – М.: Баласс,2009;

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутин А.С. Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику «Я и мир вокруг»

Под ред. А.А. Вахрушева Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»






See also:
Яндекс.Метрика