рабочая программа по обучению грамоте чтение 1 класс


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), авторской программы «Литературное чтение» для 1 класса Л.А.Ефросининой в рамках проекта «Начальная школа ХХI века». Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается курсом «Обучения грамоте». Интегрированный курс «Обучение грамоте» — первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация положений системно-деятельностного подхода – основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;

— учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;

— обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Основные цели изучения курса:

Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;

Обогатить читательский опыт.

Основные задачи курса:

Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя)

Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения ( ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым)

Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах, группах;

Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Особенности обучения в 1 классе.

Основной особенностью при построении курса обучения в 1 классе является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту, у первоклассников должны быть сформированы: произвольность на достаточно высоком уровне, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, активность и инициативность, умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценивать правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению, учатся писать. Ценностным ориентиром курса является его личностно-ориентированная направленность. Каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации , что также является одним из важнейших требований федерального государственного образовательного стандарта. Важной особенностью построения курса является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетенции. В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного чтения слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии дети знакомятся с детскими книгами, полуают начальные представления о литературных понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Программа рассчитана на проведение 4-х уроков в неделю, 132 часов в год.

Учебно-тематический план.

«Литературное чтение. Обучение грамоте»

п/п

Содержание программного материала

ЗУНы

Количество часов

1

Добуквенный период

Предложение в речевом потоке. Слово и предложение. Последовательность звуков в слове. Особенность гласных и согласных звуков. Звуковой анализ слов.

Научатся различать и сравнивать:

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

Звук, слог, слово

Слово и предложение

15 часов

2

Основной период.

Знакомство со звуками и буквами, которыми эти звуки записываются. Звуко-буквенный анализ слов. Чтение слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Научатся выделять предложение и слово из речевого потока;

проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из 4-5 звуков;

плавно читать по слогам слова, предложения, тексты;

различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;

54 часа

3

Послебуквенный период.

Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя. Знакомство с литературными жанрами.

Научатся осознавать смысл прочитанного;

читать целыми словами и предложениями;

самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения;

участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

соблюдать орфоэпические нормы.

35 часов

Итого

104 часа

«Литературное чтение»

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Читаем сказки, загадки, скороговорки.

Знакомство с фольклорными формами ( сказки, загадки, скороговорки). Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя.

Научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение ( фамилию автора и заглавие), указывать жанр и тему произведения. Читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме. Пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица. Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

6 часов

2

Учимся уму-разуму.

Произведения ( рассказы, сказки, стихотворения) о детях и для детей.

Работа с текстом. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя.

7 часов

3

Читаем о родной природе.

Произведения о родной природе ( загадки, песенки, народные песни, сказки, стихотворения, рассказы)

Определение темы произведения. Деление текста на части. Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя.

7 часов

4

О наших друзьях-животных.

Произведения о животных ( стихотворения, сказки, загадки, скороговорки, рассказы)

Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя.

7 часов

Итого

27 часов

Поурочно-тематическое планирование (чтение)

Тема урока

число

Добуквенный период 15часов

1

Введение понятия «предложение»

2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение»

3

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Е.Серова «Мой дом», Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»

4

Введение понятия «слово»

5

Интонационное выделение первого звука в словах

6

Интонационное выделение первого звука в словах.

7

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Белов «Родничок»

8

Интонационное выделение звука в словах

9

Звуковой анализ слова мак

10

Звуковой анализ слов сыр, нос

11

Рассказ по сюжетным картинкам

12

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. М.Михайлов «Лесные хоромы»

13

Сравнение звуков

14

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета

15

Введение понятия «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Основной период 54 часов

16

Знакомство с буквой А (а)

17

Знакомство с буквой Я (я)

18

Буква я в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а])

19

Знакомство с буквой О (о)

20

Знакомство с буквой Ё (ё)

21

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Муса Гали «Земные краски»

22

Буква ё в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о])

23

Знакомство с буквой У (у)

24

Знакомство с буквой Ю (ю). Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у])

25

Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у])

26

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. А.Барто «В школу»

27

Знакомство с буквой Э

28

Знакомство с буквой Е (е)

29

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э])

30

Знакомство с буквой ы

31

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук

32

Знакомство с буквой И

33

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Железников «История с азбукой»

34

Знакомство с буквой М (м)

35

Знакомство с буквой Н

36

Чтение слов с изученными буквами.

37

Знакомство с буквой Л (л)

38

Знакомство с буквой Й (й)

39

Чтение слов с изученными буквами.

40

Знакомство с буквой Р (р)

40

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Л.Пантелеев «Буква «ты»

41

Деление слов на слоги. Чтение слов с изученными буквами.

42

Знакомство с буквой Г (г)

43

Знакомство с буквой К (к)

44

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова

45

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Я.Аким «Мой верный чиж»

46

Знакомство с буквой З

47

Знакомство с буквой С, с

48

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости. Проверка техники чтения.

49

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Е.Ильина «Шум и шумок»

50

Знакомство с буквой Д (д)

51

Знакомство с буквой Т

52

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

53

Знакомство с буквой Б (б)

54

Знакомство с буквой П (п)

55

Сопоставление звуков [б] и [п] по звонкости-глухости.

56



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:

Рабочая программа по обучению грамоте чтение 1 класс


Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно-методическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России».

Данная рабочая учебная программа по обучению грамоте для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина «Обучения грамоте»: утверждённой Министерства образования и науки РФ по учебнику: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. — М: «Просвещение», 2011г.в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова;

овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

воспитание интереса к чтению и книге;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;

развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Изучение предмета способствует решению следующих задач:

освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты — описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место учебного предмета в учебном плане

Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет рассчитан на 132 ч (4 ч в неделю): из них — 92 ч отводится урокам обучения грамоте и 40 ч — урокам литературного чтения.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные игры и т.д. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).

Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного).

Первый — подготовительный период — делится на 2 ступени: вводную — безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй — букварный (основной) период — посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь; третий — послебукварный период — повторно — обобщающий и закрепляющий все пройденное.

Методические особенности тем

Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:

построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;

использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.

В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения- рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на ми в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Развитие доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) правил речевого этикета.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по обучению грамоте

Ученик научится:

распознавать все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);

различать гласные и согласные звуки;

различать твердые и мягкие согласные звуки;

обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;

различать звонкие и глухие согласные звуки;

вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, определив место ударения в слове;

находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;

составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;

писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;

приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления;

группировать языковой материал по заданным основаниям;

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук — гласный, согласный, гласный — ударный, безударный);

соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

слушать и отвечать на заданный вопрос;

пользоваться учебными книгами.

Ученик получит возможность:

оценивать результаты своей работы на уроке;

контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи;

строить высказывания о своем отношении к трудолюбивым людям и о своей готовности помогать людям;

воспроизводить и применять правила работы в группе;

анализировать, реконструировать события.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы — небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Содержание тем учебного курса (92ч)

Раздел учебного курса,

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Подготовительный период

14ч

Речь устная письменная. Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого — звуковой структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

Ориентироваться в «Азбуке», называть условные знаки, объяснять их значение, рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой, практически различать речь, устную и речь письменную, делить предложение на слова, делить слова на слоги; определять количество слогов в словах; выделять ударный слог при произнесении слова; произносить и слышать изолированные звуки; работать со схемами — моделями слов, находить и называть слог слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему, моделировать с помощью схем слова, слоги.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации в учебнике,

пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные:

принимать другое мнение

и позицию, формулировать

собственное мнение и позицию.

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание

Букварный (основной) период

54ч

Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.

Развитие устной речи.

Звуковая культура.

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Производить слого-звуковой анализ слов с изученными звуками; выделять звуки в процессе слого-звукового анализа, об давать характеристику звукам, узнавать графический образ букв; читать сочетания букв, слогов, предложений, коротких текстов; обобщать и систематизировать классифицировать изученные буквы.означать звуки буквами, Отвечать на вопросы по сюжетной картинке; соотносить текст и иллюстрацию; читать отрывки из сказок наизусть, распределять роли для чтения по ролям; озаглавливать тексты на основе выбора ключевых слов.. Выполнять стилистический анализ текста; изменять форму слова. Выделять корень слова.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения; планировать свои действия,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации в учебнике,

пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям,

обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); использовать

знаки, символы, модели,

схемы; владеть основами смыслового чтения текста проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке .

Послебукварный период

24ч

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.

Выполнять анализ слов, текстов; правильно строить высказывание; выражать собственное мнение об изучаемом объекте, читать текст самостоятельно; анализировать текст; строить предположения, дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников; пересказывать текст на основе опорных слов; находить в тексте дополнительную информацию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом, строить ассоциативные ряды; отвечать на вопросы по тексту и оценивать результаты выполнения задания; находить в тексте ключевые слова и слова – ориентиры; участвовать в коллективном проекте; проявлять творческую инициативу. пересказывать текст с опорой на ключевые слова; определять жанровые особенности текстов.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные:

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.






See also:
Яндекс.Метрика