рабочая программа по музыке_40412


Управление образования администрации города Нижний Тагил

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

РАССМОТРЕНО

Протокол

заседания методического объединения

№______

от ______2012г.

Руководитель м\о

_____

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

________Т.Б. Киреева

«» 20 г

ПРИНЯТО

педагогическим советом школы

Протокол

№ от .20….г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________М.И. Уткина

Приказ №

от « » сентября 20… г.

Рабочая программа

по учебному курсу «Музыка»

начальное общее образование

Класс: 1 – 4 (общеобразовательный)

Срок реализации: 2011-2015 гг.

Составитель:

Учитель Алексеева Ольга Михайловна

г. Нижний Тагил

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Музыка.» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г), ООП НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по предмету «музыка» и программы «Музыка» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина «Музыка. Начальная школа». 1-4 классы» (2011) полные выходные данные программы. Разработана на основе УМК «Школа России».

Закон Российской федерации «Об образовании» от 10.06.92 г. №3266-1;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от 26 ноября 2010 года; от 22 сентября 2011 года

письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21февраля 2012г., регистрационный N 23290) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год»;

постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. NМД — 172/03 «О федеральных перечнях учебников»;

Регионального уровня:

Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16.06.98 № 26-03;

Образовательного учреждения:

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 20.

Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 20 на 2011 – 2016 годы.

Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2016 г.г

Изучение музыки в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Приоритетной целью обучения музыки в начальной школе является формирование музыкальной компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного слушателя, способность к использованию музыкальной деятельности как средства самообразования. Музыкальная компетентность определяется:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Музыка как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

воспитание эмоционально — ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально — пластическом движении и импровизации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (29 часов в I классе, по 34 часа – во II–IV классах). В связи с требованиями САНПина 2010г было предусмотрено ступенчатое количество часов, поэтому в 1 классе в 1 четверти по 0,5 ч, 2-4 четверти по 1ч.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру

младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных

пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Класс

Личностные

Предметные

Метапредметные

1 класс

Ученик научиться

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и

демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

с элементами нотной записи.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

П.: Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Р.: Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.

П.: Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного творчества.

Р.: Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-

Ученик получит возможность научиться

обогащение индивидуального музыкального опыта;

выражать собственные мысли,

настроения и чувства с помощью

музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление;

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»;

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

— реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен-

ные музыкально — исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

— задавать вопросы;

— отвечать на вопросы;

— умение выражать свои мысли.

передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки;

— воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

.

воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать

узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

передавать настроение музыки в пении;

— выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

— давать определения общего характера музыки.

исполнять, инсценировать песни.

— откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

— определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

— — владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;

— самостоятельно выполнять упражнения;

— Ориентироваться в нотном письме

как графическом изображении типичных интонационных оборотов

(вопрос — ответ, выразительные и

изобразительные интонации и др.) ;

название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.

распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

— различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;

— определять на слух звучание народных инструментов;

— воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;

узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

— самостоятельную музыкальную творческую деятельность;

сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов — лютня, клавесин, гитара.

— расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;

— пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

— приобретать (моделировать) опыт

музыкально- творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание;

— взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;

— учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

— оценивать собственную музыкально -творческую деятельность

— использовать музыкальную речь

как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках

2 класс

Ученик научиться

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения,

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Отклик на звучащую на уроке музыку.

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,

продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Называть характерные особенности духовной музыки.

-Знать масленичные песни

— Различать мелодию и аккомпанемент.

— Узнавать звучание органа

чувства, характер и мысли человека;

взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Знать правила поведения в церкви

-Понимание смысла духовного праздника.

— Освоить детский фольклор.

— Понять связь между речью музыкальной и разговорной

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания

Ученик получит возможность научиться

обогащение индивидуального музыкального опыта;

выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление;

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика