рабочая программа по музыке 3 класс система ЛВЗанкова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9» г. Белгорода

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода

_________ МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода ____________ Петренко Е.Г.

Протокол № 6 ___________ Дедилова Т. П. Приказ №________

Рабочая программа по музыке

3 класс

система общего развития Л. В. Занкова

« 25 »июня 2013г. « 28»августа 2013г. «___»___________ 2013г.

Разработана

учителем начальных классов

высшей категории

Болотовой Оксаной Дмитриевной

Белгород 2013

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 3 класса составлена на основе

Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (М.: «Просвещение, 2011г.),

авторской программы курса «Музыка» Г.С.Ригиной (Сборник программ для начальной школы «Система Л. В. Занкова». – Самара: Издательство «Учебная Литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011,-224с.)

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Цель курса заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.

С учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения определены следующие задачи курса:

формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека;

развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров;

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;

развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;

воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учётом культурного разнообразия российского общества;

формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.

Программа по музыке нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Музыкальное искусство как «искусство интонируемого смысла», в котором человек «не мыслит себя вне отношения к действительности» (Б.В. Асафьев), имеет огромные возможности для действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания содержания произведений искусства, а значит для формирования целостной картины мира и развития творческого потенциала школьника.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта

начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

2. Общая характеристика предмета, курса

Немаловажную роль в музыкальном воспитании детей играют эмоции. Л.В. Занков писал: «Любой предмет – русский язык, математика, труд, а прежде всего чтение художественной литературы, музыка, изобразительное искусство — предоставляют немало возможностей для эмоциональных переживаний, стремлений». И далее: «В учении положительные эмоции создают духовный подъем… Имеются в виду такие положительные эмоции, как восхищение, интеллектуальное наслаждение, радость, сочувствие». Для того чтобы эмоционально настроить детей на музыкальную деятельность, надо создать на уроке определенные условия: общий положительный эмоциональный климат, доброжелательную атмосферу занятия, уважительное отношение

учащихся к педагогу и педагога к учащимся. Учителю необходимо найти такой стиль общения с детьми, который не погасил бы их живого, эмоционального отклика на музыку. Верный путь к этому — творческая атмосфера занятий, умелое воздействие педагога на эмоции и чувства ребенка, тактичная оценка результатов его деятельности. Главная задача заключается в том, чтобы положительные эмоции школьников поддерживали их интеллектуальную деятельность, чтобы познавательному процессу сопутствовала «радость открытия» (Л.В. Занков).

В условиях коллективной музыкальной деятельности общий эмоциональный настрой на уроке поддерживает творческие усилия коллектива, создавая необходимые предпосылки для разнообразной и интересной деятельности детей. Роль педагога в том, чтобы эмоциональное общение с детьми, творческое сотрудничество с ними стало основанием для включенности ребенка в атмосферу искусства и создавало у него личностный настрой на активную музыкальную деятельность.

В третьем классе, обучая детей хоровому пению, учитель может добиваться яркости, тонкости, художественной законченности исполнения одноголосных и двухголосных песен в пении каноном, с самостоятельным движением голосов, со «второй», верхним и нижним подголосками. Детям вполне доступны яркие динамические оттенки от пиано до форте, разнообразные способы голосоведения: легкое и более глубокое легато, нон легато, легкое стаккато; распевание гласных на два и четыре звука.

Для разучивания и исполнения двухголосных песен класс делится на две группы: первые (верхние) и вторые (нижние) голоса. Диапазон верхних голосов — до1ми2, нижних – симре2 октавы. При распределении голосов по хоровым партиям учитываются и тембровые особенности их звучания. Более

светлое, звонкое звучание характерно для первых голосов; вторые голоса звучат ниже. Детей, голоса которых при низком звучании имеют в своем диапазоне отдельные высокие звуки, лучше распределить в первую партию. Необходимо избегать форсирования грудного регистра у исполнителей

нижней партии. Детей с хорошим слухом и устойчивой интонацией целесообразно распределять в обе группы. Особенно важно иметь такое поющее ядро для нижней партии, которую исполнять труднее.

Учитель следит за правильным певческим дыханием учащихся. В том случае, когда фраза, которую дети должны петь на одном дыхании, достаточно большая, надо воспользоваться цепным дыханием. «В подобных случаях следует брать дыхание в различных местах, но только не там, где хочется сделать вдох всем… Каждый при этом должен внимательно слушать соседа и возобновлять дыхание не одновременно с ним»1.

Включается пение тем после слушания фрагментов музыкальных произведений: например, из арии царевны Лебеди (опера Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»), Царь-девицы (балет Р.К. Щедрина «Конек_горбунок»).

Практикуется чередование пения учителя с отдельными группами детей, особенно фраз песен в вопросно-ответной форме. Может также чередоваться пение всем классом с группой мальчиков или девочек.

Главная задача педагога — добиваться красоты звучания: петь напевным, ровным и естественным по тембру голосом, интонационно чисто и ритмически точно.

В третьем классе дети учатся петь по ручным знакам и по нотам попевки и фразы из песен, включающие в себя интонации полного мажорного лада (V1 — I1 ступени). Они знакомятся с нотами до, ре, ми второй октавы («Теремок»), диезом; поют в тональностях соль, фа, до и ре мажор. Осваивается минорный пентахорд (I-V ступени) — «А я по лугу», «Уж ты сад» в тональности ре минор.

В третьем классе дети слушают более крупные произведения: музыку из опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») М.И. Глинки, «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, балетов «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Конек-горбунок» Р.К. Щедрина, «Детскую симфонию» Ф.-Й. Гайдна, кантату «Александр Невский» С.С. Прокофьева. Учащиеся знакомятся с творчеством В.-А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, А.И. Хачатуряна, И.С. Баха. Кроме того, дети танцуют под музыку из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского («Танец пастушков», «Вальс цветов»); продолжают слушать и импровизировать движения к мелодиям: русская плясовая, эстонская полька; к пьесам-сценкам («Шествие кузнечиков» С.С. Прокофьева); слушают музыку менуэтов В.А. Моцарта и И.С. Баха и импровизируют движения в характере этих пьес. Новым и более сложным является импровизация танцевальных движений к музыке из балета, а также изящных и галантных движений танца менуэта, отличающихся от уже звучавших народных плясок.

Содержание уроков музыки направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами музыкально-творческой деятельности:

слушание музыки обогащает музыкально-слуховые представления детей о природе музыкального искусства на основе знакомства с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, с исполнителями музыки, различными музыкальными жанрами, примерами народной музыки;

пение занимает ведущее место в рамках целостного подхода к музыкальному развитию детей. Хоровое пение как наиболее доступный вид коллективного музицирования осуществляется с опорой на национальные традиции России и с учетом социальной ситуации развития современных детей, испытывающих потребность в общении и совместной деятельности. Вместе с тем значительное внимание уделяется здоровьеразвивающим (В.Ф. Базарный) возможностям пения;

инструментальное музицирование на начальном этапе включает ритмизацию и мелодизацию фраз стихотворного текста, «озвучивание» сказок, слушание музыки и пение с сопровождением игрой на детских ритмических инструментах;

музыкальнопластическое движение учит детей выразительно двигаться под музыку, передавая свое впечатление от музыки. Пение с показом ручными знаками также становится своеобразным пластическим интонированием;

драматизации литературных произведений с использованием музыкальных фрагментов осуществляются в игровой деятельности, которая становится способом самовыражения детей.

Любой вид музыкальной деятельности может включать в себя такие задания, решение которых дает ребенку возможность проявлять свою индивидуальность и самостоятельность. Это определение музыкальных жанров по их характерным признакам, узнавание мелодии в разном тембровом звучании, нахождение нужных исполнительских красок, пение по ручным знакам и многое другое.

Проблемно-поисковый характер музыкальной деятельности, с одной стороны, создает условия для активизации музыкального мышления обучающихся, а с другой – способствует общему развитию школьников. Приведем примеры творческих заданий, направленных на развитие самостоятельных действий детей.

Музыкальная игра «Я композитор». Какому инструменту ты поручил бы исполнить пьесу А.Г. Рубинштейна «Мелодия» и почему? (Рисунки инструментов даны в учебнике.)

-Какое из этих стихотворений по своему настроению ближе к музыке С.С. Прокофьева? («Юный лес, в зеленый дым одетый…» А.К. Толстого и «Чародейкою зимою…» Ф.А. Тютчева.)

— Спой мажорную и минорную гаммы вверх и вниз. Определи тоники и спой трезвучия (I-III-IV ступени) мажорной и минорной гамм. (Рисунки звукорядов-лесенок» даны в учебнике.) На освоение ладовых интонаций мажора и минора в пении по нотам направлены задания следующего типа:

Спой «Колыбельную Гвидона» (V1-III ступени мажора) по нотам в тональности соль мажор с названиями нот и ступеней.

-Спой тему из пьесы Э. Грига «Утро» (I_VI ступени мажора) в тональности фа мажор с названиями нот, определи ступени.

-Спой русские народные песни «Во поле береза стояла», «Уж ты, сад», «А я по лугу» (I-V ступени минора) по нотам в тональностях ми и ре минор с названиями нот и ступеней.

С третьего класса на уроках музыки планируется организация творческих проектов, что позволит обобщать опыт детей в слушании и исполнении музыкальных фрагментов или сочинений разных жанров, в поиске и систематизации разнообразной информации, в умении работать самостоятельно

и в группе, в коллективном взаимодействии. Это помогает в достижении планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), создает условия для воспитания и развития учащихся. В курсе «Музыка» (авт. Г.С. Ригина) в начальных классах творческие мини-проекты имеют сквозной характер. Общая ключевая тема не ограничивает фантазии детей и не создает впечатления затянувшейся работы, так как в каждой учебной

четверти определена подтема (раздел), а для каждого раздела в качестве ориентиров учащимся предложено на выбор несколько частных тем. Другие направления и темы школьники придумают сами или с помощью старших.

Третьеклассникам предлагается тема коллективного проекта «Любимые песни нашего класса». В каждой четверти определен свой раздел:

-Песни из мультфильмов.

— Песни о школе.

-Народные песни.

— Песни о Родине.

В учебнике предлагается пошаговая инструкция работы над творческим проектом. При этом лучше обсудить вместе с детьми уточнения относительно содержания, организации и формы презентации выполненных проектов. Если это обобщающий урок четверти, то можно предложить детям такие формы, как урок-презентация, урок-концерт и др.

Мини-проект «Музыкальная переменка» предполагает участие школьников в подборе соответствующего музыкального репертуара, интересных фактов и веселых историй из жизни композиторов и музыкантов.

Проектная деятельность младших школьников позволяет создавать условия для развития инициативности и ответственности ребенка, готовности к самостоятельным поступкам и действиям; формирования способности к организации своей учебной деятельности.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет музыка входит в предметную область ИСКУССТВО.

Количество учебных часов за 4 учебных года (в соответствии с учебным планом) – 136 часов

Программа рассчитана на 34 часа в год (34 недели, 1 час в неделю) в т.ч. 2часа презентация творческого проекта «Любимые песни нашего класса».

Количество часов в I четверти – 8, во II четверти – 8, в III четверти- 10, в IV четверти — 8.

Основная литература

Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 3 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.

Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 3 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.

Дополнительная литература

Г.С.Ригина «Методические рекомендации» к курсу «Музыка». 3 кл. — Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012

Г.С.Ригина Музыка. Книга для учителя. 1-4 класс. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. — Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2005

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Критерии оценивания

Качество исполнения изучаемых на уроке песен, попевок, распевок и работы в целом;

Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные решения;

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке.

Формы контроля уровня обученности: викторины, кроссворды, конкурсы, праздники искусства, результаты проектной деятельности. Также предусмотрен входной, текущий и итоговый контроль.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Современного ребенка окружает богатый мир звуков, который создают прежде всего телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и недоступную его пониманию, близкую и интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Вот почему весь процесс музыкального воспитания, и в частности слушание музыки, должен быть целенаправленным. На уроках музыки звучат разнообразные по характеру песни в исполнении педагога, которые учащиеся будут петь сами. Это важный раздел в слушании, поскольку успех дальнейшего разучивания во многом определяется теми слуховыми впечатлениями, которые оставило у детей первое знакомство с песней. Кроме того, дети слушают вокальную и инструментальную музыку, недоступную для их исполнения. Такая музыка обогащает музыкально-слуховой опыт ребенка, расширяет его кругозор, развивает способность восприятия музыкальных произведений. В начальной школе это преимущественно программная музыка, имеющая сюжетную основу и название.

Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной выразительности в разнохарактерных или передающих близкое настроение музыкальных произведениях разных авторов. Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее «слышать».

В ходе слушания музыки, пения и импровизирования на каждом уроке дети приобретают конкретные навыки восприятия и исполнения музыки: творческие задания во всех видах музыкальной деятельности развивают музыкально-творческие способности, инициативу и самостоятельность учащихся.

Сущность термина «музыкальная культура» включает в себя ряд положений, разработанных музыкальной педагогикой. Интерес к музыке базируется на способности восприятия интонационно-образного содержания музыкальных произведений. В начальной школе дети учатся воспринимать народную, классическую и современную музыку классического направления; на этой основе учитель воспитывает у детей глубокие нравственные чувства.

Певческая культура — важнейшая составная часть общей музыкальной культуры младших школьников. В ходе обучения дети постепенно овладевают навыками хорового пения, выразительного исполнения песен.

Воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребенка. Учитель стремится пробудить у детей их творческие возможности, воспитывать у ребенка инициативность и способность к самостоятельным творческим действиям в области оценки музыки, ее исполнения и доступного импровизирования.

Музыкальное воспитание — это воспитание любви и интереса к музыке, потребности в общении с музыкальным искусством. Посредством музыкальных занятий педагог воспитывает у детей гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие; развивает нравственно-эстетическое

отношение ребенка к явлениям музыкального искусства и через искусство — к действительности. Воспитательный эффект от уроков музыки во многом зависит от того, как отобран и организован музыкальный материал. Немаловажную роль в этом играет тематизм занятий, который отвечает специфике музыки как искусства и носит воспитательно-образовательный характер. Реализации задач воспитания детей помогает обращение к образам природы, фольклору, русскому народному творчеству и творчеству других народов; исполнительскому мастерству вокалистов и инструменталистов, героическим образам в музыке, историческому прошлому народа.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут формироваться:

— эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

— позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

— образ Родины, представление о ее богатой истории, героях-защитниках, о культурном наследии России;

— устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

— основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

— представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

— нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

— понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

— представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

— планировать свои действия соответственно учебным задачам, различая способ и результат собственных действий;

— выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

— эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов музыкальных произведений разных жанров;

— осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. проектных и творческих;

— выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный ориентир;

воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

— самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

— передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

— использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

— выбирать способы решения исполнительской задачи;

— соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

— соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

— исполнять попевки.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

— соотносить различные произведения по настроению и форме;

строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;

— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

— обобщать учебный материал;

устанавливать аналогии;

— сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

— представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

— выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

— понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

— проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

— контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

— понимать необходимость координации совместимых действий при выполнении учебных и творческих задач;

— понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

— принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

— стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);

понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

— контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;

— продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

— формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Предметные результаты

Музыка в жизни человека

Обучающийся научится:

— воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;

— различать русскую народную музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

— понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

— эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

— ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

— понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

— передавать в музыкально-творческой деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

Обучающийся получит возможность научиться:

соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни;

— осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск информации, в т.ч. с использованием ИКТ;

— владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

Основные закономерности музыкального искусства

Обучающийся научится:

— слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

— наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

— участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

— узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

— узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика