рабочая программа по математике_23054


Негосударственное образовательное учреждение Школа «Ника»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор НОУ Школы «Ника»

____________ Строкова О.В. ______________ Рублёва И.А.

Протокол заседания МО «___» ________________ 2012г.

№ ____ от «___» ________ 2012

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ 1 КЛАССА «А»

Программу разработала

Смирнова Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов

2012 г.

Структура рабочей программы

1.Пояснительная записка

2.Название, автор, год издания

3.Цели и задачи курса

4.Портрет учеников класса, в котором будет реализован данный учебный курс

5.Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса

6.Место курса в учебном плане

7.Формы организации деятельности учащихся при изучении курса

8.Формы контроля освоения учащимися содержания курса

9.Содержание курса

10.Результаты освоения учебного курса

11.Личностный результат

12.Метапредметный результат

13редметный результат

14.Календарно-тематический план

15.Направления творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся

1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

2.Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Г. Петерсон 2011 года издания.

3. Цели и задачи курса

Цель курса математики в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Основными целями курса 1 класса, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:

− формирование у учащихся основ умения учиться;

— развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;

− создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.

Соответственно, задачами данного курса являются:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для математике качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

5) формирование математического языка и понятийного аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

6) реализация возможностей курса математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;

7) овладение системой математических знаний, умений и навыков эмоционального, оценочного отношения к этому миру, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

8) формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей;

9) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды;

10) формирование качеств личности модели выпускника начальной школы.

4. Портрет учеников класса, в котором будет реализован учебный курс

·        Любящий свой народ, свой край и свою Родину

·        Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

·        Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир

·        Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

·        Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом

·        Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение

·        Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

5.Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса

Содержание курса математики строится на основе:

− системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);

− системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана Система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);

− дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» (Л.Г. Петерсон).

— знакомства с целостной картиной мира;

— формирование оценочного, эмоционального отношения к миру;

— развития личности ученика средствами курса математики.

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…»…. Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт познавательной деятельности и осваивают систему знаний по курсуматематики, лежащих в основе современной научной картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000…» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков по математике. Например, структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой – подготовка к введению в будущем следующих тем.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Данная структура урока может быть представлена следующей схемой, позволяющей в наглядном виде соотнести этапы урока по ТДМ с методом рефлексивной самоорганизации.

1

2

5

6

9

8

3

4

7

Технология деятельностного метода «Школа 2000…» (ТДМ)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия учебной деятельности.

Помимо уроков открытия нового знания, в дидактической системе «Школа 2000…» имеются уроки других типов:

уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;

уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;

уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.

Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Проблемное объяснение нового знания.

Первичное закрепление во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Структура урока базового уровня выделяет из общей структуры рефлексивной самоорганизации ту ее часть, которая представляет собой целостный элемент. Таким образом, не вступая в противоречие со структурой деятельностного метода обучения, базовый уровень ТДМ систематизирует инновационный опыт российской школы об активизации деятельности детей в процессе трансляции системы знаний. Поэтому базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу.

Для формирования определенных ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность системного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:

1. Приобретение опыта выполнения УУД.

2. Мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности).

3. Тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

На уроках по ТДМ «Школа 2000…» учащиеся приобретают первичный опыт выполнения УУД. На основе приобретенного опыта они строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и, при необходимости, коррекцию своих действий (третий этап). И, наконец, по мере освоения данного УУД и умения учиться в целом проводится контроль реализации требований ФГОС (четвертый этап).

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000…»:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

При реализации базового уровня ТДМ принцип деятельности преобразуется в дидактический принцип активности традиционной школы.

Поскольку развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта (Л.С. Выготский), то представленная система дидактических принципов сохраняет свое значение и для организации воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов данного курса организовать полноценную познавательную деятельность учащихся по получению нового знания, его преобразованию и применению, включающую три основных этапа моделирования:

1) этап построения модели некоторого объекта или процесса реального мира;

2) этап изучения модели средствами математики;

3) этап приложения полученных результатов к реальному миру.

При построении моделей учащиеся приобретают опыт использования начальных знаний для описания объектов и процессов окружающего мира, объяснения причин явлений.

На этапе изучения модели учащиеся овладевают математическим языком, основами логического, алгоритмического и творческого мышления, они учатся выполнять оценку, исследовать и выявлять свойства, наглядно представлять полученные данные, записывать и выполнять алгоритмы.

Далее, на этапе приложения полученных результатов к реальному миру учащиеся приобретают начальный опыт применения математических

знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Дети учатся работать со схемами и таблицами, диаграммами и графиками, цепочками и совокупностями, они анализируют и интерпретируют данные, овладевают грамотной речью и первоначальными представлениями о компьютерной грамотности.

6. Место курса в учебном плане

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

На изучение математики в 1-ом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю, всего 131 час.

7.Формы организации деятельности учащихся при изучении курса

Организация групповой деятельности учащихся на уроке

I. Этап самоопределения в учебной деятельности

Учитель объявляет общие цели урока, а каждый ребенок формулирует про себя или вслух собственную цель в предстоящей учебной деятельности.

II. Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний

На этом этапе учащиеся выполняют индивидуальное задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Правильность выполнения задания проверяется в группах. Все исправления вносятся цветом, отличным от цвета исходного текста. Листочки сдаются учителю в конце урока.

III. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний

На этом этапе учащимся предлагается выполнить задания, требующие повторения теоретических знаний, то есть воспроизведения вслух определений известных понятий или алгоритмов.

IV. Организация поиска затруднения в учебной деятельности

На этом этапе учащиеся выполняют последнее задание из числа предложенных на предыдущем этапе. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, то есть возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания.

V. Выявление в группах причин затруднения

На этом этапе учитель фиксирует на доске задание, вызвавшее затруднение во всех группах, и обращается к группам с просьбой определить, чем ситуация, вызвавшая затруднение, отличается от встречавшихся ранее. Учащиеся обсуждают в группах искомое отличие и предлагают согласованный вариант. Группа готова предложить свою версию, если каждый ученик в группе готов ее озвучить. Это условие требует, чтобы каждый ученик в группе проговорил свой вариант, а группа внесла в него необходимые коррективы.

VI. Согласование причин затруднения между группами

На этом этапе учитель организует общение между группами по выявлению причин затруднения. Педагог выслушивает версию первой группы, все остальные версии должны локализовать место различия сравниваемых ситуаций и уточнить сущность этого различия. После выявления сути и места различия формулируется тема урока, которая фиксируется на доске.

VII. Проектная деятельность в группах

На этом этапе педагог просит группы предложить варианты устранения причин затруднения. Группы формулируют версии, которые поручают изложить своему представителю. Он же выступает в качестве оппонента при согласовании вариантов между группами.

VIII. Согласование проектов между группами

На этом этапе педагог организует коммуникацию по обсуждению проектов. Итогом этого этапа в зависимости от типа затруднения является согласованный вариант определения нового понятия, введения термина или формулировка нового алгоритма.

IX. Выполнение в группах задания, вызвавшего затруднение

На этом этапе учащиеся выполняют задание, вызвавшее затруднение. Считается, что группа выполнила задание, если каждый из ее учеников готов озвучить у доски вариант выполнения. По просьбе учителя два или три ученика предлагают варианты решения, один из них объясняет, другой контролирует правильность объяснения.

X. Индивидуальная работа по закреплению новых знаний с последующим согласованием в группе

На этом этапе каждый ученик выполняет индивидуальное задание, требующее применения новых знаний в типовых условиях. Выполненные задания сравниваются участниками группы, после чего группа сигнализирует о готовности к ответу. Учитель предлагает каждой группе образец выполнения заданий. Все исправления выделяются особым цветом. Варианты индивидуальных письменных работ, выполненных в начале и в конце урока, сдаются учителю.

XI. Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием

На этом этапе решаются задачи, требующие, во-первых, повторения ранее изученных алгоритмов и понятий, во-вторых, включения нового знания в систему знаний и, в-третьих, уточнения границ применения нового знания. Таким образом, на этом этапе происходит включение нового знания в имеющуюся систему.

XII. Рефлексия урока

На данном этапе урока дети отвечают на вопрос «что нового я узнал на уроке?», затем оценивается работа класса в целом, а также осуществляется оценка своей деятельности каждым учеником.

Организация фронтальной деятельности учащихся на уроке

I. Организационный момент, общий план урока

На данном этапе урока учитель объявляет цели урока и план урока, каждый ученик формулирует вслух или про себя собственные цели деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи

На этапе актуализации знаний повторяется материал, на основе которого будет сделано открытие нового, это базовый материал для урока. Завершается данный этап постановкой проблемного вопроса или задания, которые вплетаются по тематике в известный материал.

III. Постановка проблемы урока

Проблема явно формулируется. Записывается тема урока. Объясняется, почему нельзя воспользоваться известным алгоритмом для разрешения проблемы, в чем отличие предыдущих заданий от последнего.

IV. Открытие детьми нового знания

Учитель задает наводящие вопросы, которые позволяют ученикам двигаться в правильном направлении при открытии новых знаний. Осуществляется данный этап урока в диалоге между учителем и учениками, выслушиваются гипотезы учеников, которые либо с обоснованием классом отвергаются, либо принимаются. После открытия знаний составляется алгоритм выполнения задания, который желательно прочитать в учебнике, записать или зарисовать в виде схемы.

V. Первичное закрепление

По записанному или зарисованному алгоритму выполняется задание, аналогичное тому, которое было выполнено совместно с классом. Выполнение задания комментируется либо одним учеником, либо в порядке очередности разными учениками.

VI. Самостоятельная работа с проверкой в классе

Затем аналогичное задание выполняется самостоятельно каждым учеником с взаимной проверкой в парах. Учителю виден процент усвоения материала классом на первом уроке.

VII. Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач

Данный этап предполагает либо продолжение работы по закреплению нового материала, включение его в систему знаний, либо начало повторения ранее изученного материала. Желательно урок заканчивать на высоком эмоциональном уровне, для этого целесообразно закончить урок игрой или решением нестандартной задачи.

VIII. Итоги урока

При подведении итогов урока учащиеся выделяют не только новое знание, которое было открыто на уроке, но и то, что им удалось на уроке, что не удалось, над чем они будут продолжать работать в плане самосовершенствования.

8.Формы контроля освоения учащимися содержания учебного курса

Устный опрос



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика