рабочая программа по математике для 4 класса программа Начальная школа 21 века


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» составлена на основе следующих нормативно — правовых документов:

1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г.

2. Тематического планирования по русскому языку «Вентана Граф» 2011.

3. Авторской программы В.Н.Рудницкой «Математика 4 класс»

4.Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом №1312 Мои Н РФ от 09.03.2004 г.

5. Учебного плана МБОУ СОШ №24 на 2012-2013 учебный год.

6. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №24

Образовательная область «Математика» в учебном плане школы представлена предметом «Математика». В учебном плане МБОУ «СОШ № 24» г.Улан-Удэ на 2012 – 2013 учебный год на преподавание предмета «Математика» выделено 136 часов с недельной нагрузкой 4 часа.

Программа «Начальная школа 21 века» является творческой переработкой двух программ: «Школа России» и программы Занкова. Авторы данного комплекта учли плюсы и минусы обеих программ. Данный учебно-методический комплект очень интересен, насыщен, дифференцирован и интегрирован, представлены разноуровневые задания, предлагаемые авторами на каждый урок, начиная с букварного периода. Этот подход авторы сохраняют и при составлении контрольных работ: в сборниках предлагается до 6 вариантов заданий к каждой пройденной теме.

Авторами учебника так же разработаны презентации к урокам, контрольные работы и зачеты, тесты, проводимые на компьютере по некоторым темам – все это имеется в наличии и используется на уроках.

Курс математики 4 класса составляют пять содержательных линий: элементы арифметики, величины и их измерение, логико-математические понятия и отношения, элементы геометрии.

В течение первых трех лет обучения учащиеся получили достаточно большой запас представлений о разнообразных математических понятиях, относящихся к каждой из содержательных линий. И если многие математические понятия вводились в 1-3 классах в ознакомительном плане или в целях пропедевтики, то в 4 классе они рассматриваются на более высоком уровне с включением доступных учащимся теоретических сведений и формированием более сложных практических умений. Сказанное относится к каждой линии содержания курса. Так, в области арифметики – это ознакомление учащихся с «устройством» десятичной системы счисления, ее сравнение и римской системой записи чисел; обобщение представлений об основных законах арифметических действий.

В 4 классе область натуральных чисел существенно расширяется: школьники учатся читать и записывать любое многозначное число в пределах миллиарда, знакомятся с названиями арифметических действий с многозначными числами, используя письменные приемы вычислений. При этом система работы строится так, что умение применять письменные приемы вычислений с двузначными и трехзначными числами, приобретенные во 2 и 3 классах, легко переносятся детьми на новую область чисел. То, что в этих классах были рассмотрены все основные письменные алгоритмы выполнения арифметических действий на области чисел первой сотни, существенно облегчает отработку вычислительных навыков с многозначными числами.

Важной составляющей арифметической части курса является дальнейшая работа по совершенствованию умений четвероклассников решать текстовые арифметические задачи: усложняется содержание задач на движение, расширяется число видов задач, содержащих различные зависимости между величинами. В связи с введением в 4 классе материала, связанного с обучением учащихся анализу данных, представленных графиками, диаграммами, таблицами, появляются новые типы арифметических задач. Для их решения дети должны научиться читать графики, составлять таблицы, брать данные из диаграмм. Расширяется круг понятий, входящих в блок логико-математических представлений, увеличивается удельный вес задач логического характера, обогащается их содержание новыми идеями. При этом сохраняется ранее использовавшийся принцип отбора задач: представлены разнообразные по формулировкам и способам решения задачи. В каждом конкретном случае ученику необходимо анализировать текст задачи, думать, искать и находить способ решения. Это не означает, однако, что все задания в курсе рассчитаны на сильных учащихся. В нем достаточно задач стандартного уровня, доступных средне- и слабоуспевающим учащимся.

С элементами алгебры в пропедевтическом плане учащиеся начали знакомиться во 2 классе: были введены выражения, содержащие буквы, вычислялись значения таких выражений при заданном наборе значений этих букв, так же были введены понятия числового луча и координаты точки.

В 4 классе алгебраическая содержательная линия получает дальнейшее развитие: вводятся равенства с буквами, вычисляются значения неизвестных в равенстве букв, даются понятия о координатном угле, построении координатной сетки с применением терминов «начало координат», «оси координат», «координаты точки»; дети учатся определять координаты данной точки, строить точки с заданными координатами.

Геометрическая содержательная линия в 4 классе довольно насыщенна и многопланова: закрепление и расширение графических умений учащихся, обогащение представлений о новых фигурах, их свойствах и отношениях между ними. Это многогранник и его элементы: узнавание, изображение, обозначение; число его вершин, граней и ребер; определение видимых и невидимых элементов на изображениях многогранника; угол, его обозначение буквами, виды углов и треугольников. Большое внимание уделяется формированию графических умений учащихся: построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки; деление отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки.

Особенность курса состоит в том, что даже при повторении и закреплении уже полученных знаний детям предлагаются задачи и упражнения, выполняя которые они расширяют уже полученные знания: осваивают новые способы решения знакомых задач, открывают для себя новые функции математических объектов и пр.

Система упражнений курса построена с учетом принципа дифференциации обучения. Учебно-методический комплект (программа, учебник, рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных работ и устных упражнений) обеспечивают достижение каждым учеником обязательного уровня математической подготовки, а также дает возможность получения четвероклассниками и более высокого уровня развития математических способностей.

Цели и задачи обучения математике.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне,

соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

На уроках математики применяются следующие ИКТ-технологии:

— диски «Кирилл и Мефодий. Математика 4 класс»;

— презентации по темам курса;

— компьютерное тестирование по темам курса.

Требования к результатам освоения программы

Осуществляя дифференцированное обучение в 4 классе, можно ориентироваться на два уровня математической подготовки.

Обязательный уровень

Ученик должен:

— уметь читать, записывать цифрами и сравнивать многозначные числа в пределах миллиона;

— выполнять устные вычисления, используя изученные приемы;

— выполнять четыре математических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе и деление на однозначное и двузначное число), используя письменные приемы вычислений;

— различать отношения «меньше на» и «меньше в», «больше на» и «больше в»; решать задачи, содержащие эти отношения;

— различать периметр и площадь прямоугольника; вычислять периметр и площадь прямоугольника и записывать результаты вычислений;

— знать соотношения между единицами длины: 1 км= 1000м, 1м = 100см, 1м = 10дм, 1 см = 10мм;массы: 1кг = 1000г, 1т = 1000кг; времени: 1мин = 60с, 1час = 60мин, 1сут = 24ч, 1год = 12 мес;

— решать арифметические задачи разных видов (в том числе задачи, содержащие зависимость: между ценой, количеством и стоимостью; между скоростью, временем и путем при прямолинейном равномерном движении);

— различать геометрические фигуры (отрезок и луч, круг о окружность, многоугольники).

Повышенный уровень

Ученик может:

— называть калссы и разряды многозначного числа, а так же читать и записывать многозначные числа в пределах миллиарда;

— выполнять умножение и деление многозначного числа на трехзначное число, используя письменные приемы вычислений;

— формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях, приводить примеры арифметических действий, обладающих общими свойствами;

— вычислять значения выражений с буквой со скобками и без них при заданном набое значений этой буквы;

— иметь представление о точности измерений;

— различать виды углов и виды треугольников;

— строить прямоугольник (квадрат0 с помощью линейки и угольника;

— отмечать точку с данными координатами в координатном углу; читать и записывать координаты точки;

— понимать различия между многоугольниками и многогранником, различать элементы многогранника: вершина, ребро, грань; показывать их на моделях многогранников;

— выполнять построения с помощью циркуля и линейки; делить отрезок поплам; откладывать отрезок на луче.

называть:

классы и разряды многозначных чисел;

сравнивать:

многозначные числа;

воспроизводить по памяти:

формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);

соотношения между единицами массы: 1т = 1000кг, 1ц = 100кг, 1т = 10ц;

применять:

правила порядкавыполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;

правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчетов с многозначными числами;

знание зависимости между скоростью, путем и временем движения для решения арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;

выполнять несложнве устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;

выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, двузначное число);

решать арифметические текстовые задачи разных видов.

Программа курса «Математика» предполагает:

— проверочные работы – 6

— контрольные работы — 10

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1

Десятичная система счисления

4

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел.

2

Чтение и запись многозначных чисел.

4

Запись многозначного числа цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе.

3

Сравнение многозначных чисел.

3

Поразрядовое сравнение многозначных чисел.

Проверочная работа

4

Сложение многозначных чисел.

3

Самоконтроль: выполнение проверки путем перестановки слагаемых.

5

Вычитание многозначных чисел.

4

Отработка соответствующих умений (правильное подписывание чисел одного под другим, безошибочное поразрядное вычитание).

Проверочная работа

Контрольная работа

6

Построение прямоугольников.

3

Построение на нелинованной бумаге прямоугольника с данными длинами сторон с помощью линейки и угольника.

7

Скорость.

3

Вычисление скорости по данным пути и времени движения.

8

Задачи на движение.

5

Решение арифметических задач разных видов, связанных с движением.

Проверочная работа

9

Координатный угол.

3

Построение координатной сетки с использованием терминов: начало координат, оси координат ОХ и ОУ, координатный угол, координаты точки.

10

Графики. Диаграммы. Таблицы.

3

Построение простейших графиков, а так же несложных диаграмм.

Контрольная работа

11

Переместительное свойство сложения и умножения.

2

12

Сочетательное свойство сложения и умножения.

3

Использование изученных свойств для сравнения числовых выражений и при выполнении вычислений.

13

Многогранник.

2

Практическая работа: конструирование моделей многогранников с использованием спичек и пластилина.

14

Распределительные свойства умножения.

2

Формулировки распределительных свойств умножения относительно сложения и вычитания и их использование при вычислениях как основы для последующего введения алгоритмов умножения многозначного числа на однозначное.

15

Умножение на 1000, 10.000…

4

Выполнение тренировочных упражнений.

Контрольная работа

16

Тонна, центнер.

3

Решение текстовых арифметических задач, содержащих данные, выраженные в указанных единицах.

17

Задачи на движение в противоположных направлениях.

3

Вычисление расстояния между движущимися объектами через данные промежутки времени. Практическое моделирование с помощью фишек каждого из этих видов движения.

18

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях.

4

Выявление отличий этого движения от движения, рассмотренного на предыдущих уроках.

Проверочная работа

Контрольная работа

19

Умножение многозначного числа на однозначное.

4

Актуализация ранее приобретенных знаний об алгоритме умножения трехзначного числа на однозначное с целью переноса соответствующих умений на область многозначных чисел в пределах миллиарда.

20

Умножение многозначного числа на двузначное.

6

Работа в парах с последующей взаимопроверкой полученных результатов.

21

Умножение многозначного числа на трехзначное.

6

Отработка алгоритма в ходе выполнения тренировочных упражнений.

Задачи на движение в одном направлении.

4

Понятие о движении в одном направлении: 1) из одной точки, 2) из двух точек. Моделирование схем движения.

Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что».

3

Составление высказываний с помощью логической связки «неверно, что» и определение их истинности.

Контрольная работа

Составные высказывания.

5

Задачи на перебор вариантов.

4

Коллективное, а затем индивидуальное решение практических задач способом перебора возможных вариантов расположения предметов в соответствии с текстами задач.

Контрольная работа

Деление суммы на число.

3

Самостоятельная формулировка правила деления суммы на число, а затем применение его при решении конкретных задач.

Деление на 1000, 10.000…

2

Самостоятельная формулировка правил деления на 1000, 10000 и т.д.

Деление на однозначное число.

5

Проверка правильности выполнения деления двумя способами (с помощью умножения и с помощью деления).

Деление на двузначное число.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика