рабочая программа по математике для 4 класса по УМК Гармония


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пичаевская средняя общеобразовательная школа

Утверждена приказом образовательного учреждения ________________________________

Дата, номер приказа

Директор школы: ____________ С.М. Акатушев

Рабочая программа

по математике для 4 класса

Разработчик программы: Бессонова Н.А.

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения __________________________

Дата, номер протокола

Руководитель межшкольного

методического объединения: _______________________________ И.С. Филина

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета __________________________

Дата, номер протокола

Председатель межшкольного

методического совета: _______________________________ Г.Н. Акатушева

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Цели.

В основе построения данного курса лежит концепция развивающего обучения младших школьников математике, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности, анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения – в процессе усвоения математического содержания.

Задачи.

Направленность процесса обучения математике в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребёнка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по математике, утверждённого приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года № 1089, Примерной программы начального общего образования по математике.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Данная программа разработана на основе программы Н.Б. Истоминой.

Обоснование выбора авторской программы.

Программа, взятая за основу при составлении рабочей программы, построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал школьного курса расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала. Практическая реализация концепции находит выражение:

в логике построения содержания курса, в основе которой лежит система математических понятий и общих способов действий;

в методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными – вербальными – схематическими и символическими моделями;

в системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них умения контролировать и оценивать свои действия.

В связи с этим процесс выполнения учебных заданий носит продуктивный характер, который, исходя из психологических особенностей младших школьников, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, которые формируют у младших школьников определённые математические представления. Они являются основой для дальнейшего изучения функциональных понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира в их различных интерпретациях.

— В методике обучения решению текстовых задач, которая сориентирована на формирование у обучающихся обобщённых умений читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, выявлять содержащиеся в тексте математические понятия и отношения и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.

— В методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приёмов умственной деятельности и установления соответствия между предметной геометрической моделью и её изображением, что способствует развитию пространственного мышления ребёнка.

При выполнении геометрических заданий у обучающихся формируются навыки работы с линейкой, циркулем, угольником.

В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения математике.

В построении уроков математики, на которых реализуется математическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех обучающихся в познавательную деятельность. Критериями оценки развивающих уроков являются: логика их построения, направленная на решение учебной задачи; вариативность учебных заданий, вопросов и взаимосвязь между ними; продуктивная мыслительная деятельность учащихся, которая обеспечивается различными методическими приёмами, сочетанием различных средств и форм обучения; активное высказывание детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования.

Информация о количестве учебных часов.

Количество часов в неделю – 5, общее количество – 170.

Формы организации образовательного процесса.

Урок является основной формой организации образовательного процесса. Традиционные технологии ориентированы на формирование знаний, умений оперировать ими. Инновационные подходы (деятельностные, личностно-ориентированные) направлены на формирование интеллектуальных практических умений, необходимых в течение всей жизни.

При проведении занятий будут использованы разнообразные формы контроля: устный опрос, решение практических задач, самостоятельные работы, проверочные работы, тестирование, задания на дом, с последующим обсуждением их на уроке и др.. Для закрепления полученных знаний, проверки знаний обучающихся используются тетради на печатной основе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Математика» на ступени основного начального образования на базовом уровне являются: наблюдение, сравнение предметов, классификация, анализ, обобщение, оценка, поиск информации в различных источниках.

Информация об используемом учебнике.

Преподавание осуществляется использованием учебника «Математика» автора Н.Б.Истоминой и тетрадей- задачников (1,2) авторов Н.Б.Истоминой и З.Б. Редько, составляющих с ним единый комплект.

Рабочая программа содержит: титульный лист, пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, литературу и средства обучения, календарно-тематический план учителя.

Основное содержание (170 ч.)

Содержание курса четвёртого класса отвечает тематическому принципу. Последовательность изучения тем позволяет органически включить в каждую следующую ранее пройденный материал и тем самым выстроить знания, умения и навыки в определённую систему.

Так, при усвоении алгоритма умножения многозначного числа на однозначное учащиеся опираются на знание разрядного состава многозначного числа, распределительное свойство умножения, приемы сложения однозначных и двузначных чисел. В систему заданий, нацеленных на усвоение алгоритма умножения многозначного числа на однозначное, органически включаются такие вопросы: смысл умножения, переместительное и сочетательное свойство умножения, взаимосвязь умножения и деления, взаимосвязь компонентов и результатов деления, запись числа в десятичной системе счисления в виде суммы разрядных слагаемых.

Для осознания смысла деления с остатком, так же как и при усвоении смысла действий сложения, вычитания, умножения и деления, используются задания на соотнесение предметных действий и математической записи.

Чтобы освоить способ деления с остатком, дети прежде всего должны осознать взаимосвязь между делимым, делителем, неполным частным и остатком (с обязательным условием: остаток меньше делителя). С помощью специальной системы заданий до учащихся доводится смысл определения: «Разделить число а на натуральное число b — значит найти такие q и r, при которых a = bq + r, где 0 < r < b, но при этом, конечно, буквенная символика не используется. Значительное место в программе четвёртого класса отводится решению задач с величинами «скорость», «время», «расстояние». Эта работа связана с темой «Скорость движения».

Большое внимание в четвёртом классе уделяется решению задач на пропорциональную зависимость величин, которые носят более усложнённый характер, чем в третьем классе.

Специальная тема в четвёртом классе посвящена решению уравнений — как простых, так и усложнённых.

В пределах этой же темы учащимся разъясняется алгебраический способ решения задач.

В конце четвёртого класса учащиеся знакомятся с буквенными выражениями. Отнесение тем «Уравнения» и «Буквенные выражения» на конец четвёртого класса позволяет обобщить материал, который изучался в первом, втором, третьем и четвёртом классах, и организовать его продуктивное повторение.

Повторение изученного в 3 классе – 15 часов.

Учащиеся должны знать:

таблицу умножения и деления;

разрядный состав многозначных чисел;

соотношения разрядных единиц;

правила порядка выполнения действий;

единицы площади.

Учащиеся должны уметь:

складывать и вычитать многозначные числа в пределах1000;

умножать и делить на 10, 100, 1000;

сравнивать числа в пределах 1000;

складывать и вычитать «круглые» десятки, сотни, многозначные числа без перехода в другой разряд;

находить площадь квадрата и прямоугольника.

Умножение многозначного числа на однозначное – 14 часов

Учащиеся должны знать:

алгоритм письменного умножения на однозначное число.

Учащиеся должны уметь:

умножать многозначные числа на однозначное число.

Деление с остатком – 15 часов

Учащиеся должны знать:

предметный смысл деления с остатком;

алгоритм деления с остатком.

Учащиеся должны уметь:

делить с остатком на 10, 100, 1000;

использовать правило деления с остатком при решении задач.

Умножение многозначных чисел – 16 часов

Учащиеся должны знать:

алгоритм умножения на двузначное число;

алгоритм умножения на многозначное число.

Учащиеся должны уметь:

применять это правило при вычислении числовых выражений;

применять это правило при решении задач.

Деление многозначных чисел – 20 часов

Учащиеся должны знать:

алгоритм деления многозначных чисел на однозначное число.

Учащиеся должны уметь:

делить «в столбик» многозначные числа на однозначное число.

Деление многозначных чисел – 10 часов

Учащиеся должны знать:

алгоритм деления многозначных чисел на многозначное число.

Учащиеся должны уметь:

делить «в столбик» многозначные числа на многозначное число.

использовать изученный материал для решения новых учебных задач.

Действия с величинами – 20 часов

Учащиеся должны знать:

единицы длины и площади;

единицы массы;

единицы времени;

единицы объёма;

соотношение между единицами длины, площади, массы, объёма.

Учащиеся должны уметь:

устанавливать соотношение между величинами;

использовать изученный материал для решения новых учебных задач.

Скорость движения – 30 часов

.

Учащиеся должны знать:

единицы скорости;

взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние;

соотношение единиц скорости.

Учащиеся должны уметь:

решать задачи с величинами скорость, время, расстояние;

использовать изученный материал для решения новых учебных задач.

Уравнения – 10 часов

Учащиеся должны знать:

способы решения уравнений.

Учащиеся должны уметь:

составлять уравнения по данному условию, по схеме;

решать задачи способом составления уравнений.

Числовые и буквенные выражения16 часов

Учащиеся должны знать:

числовые и буквенные выражения.

Учащиеся должны уметь:

использовать изученный материал для решения новых учебных задач.

Повторение и обобщение изученного в 4 классе. – 4 часа.

Систематизация знаний по курсу 4 класса.

По курсу математики в четвёртом классе предусмотрено проведение 15 контрольных работ.

Учебно-тематический план

Названия разделов, тем

Количество часов

Проверочных работ

Проверь себя! Чему ты научился в первом, втором, третьем классах? Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного умножения.

Нумерация многозначных чисел и алгоритмы

письменного сложения и вычитания. Таблица

умножения и деления. Взаимосвязь умножения и деления. Правила порядка выполнения

действий в выражениях. Умножение на нуль.

Взаимосвязь компонентов и результатов действий. Переместительное, сочетательное и

распределительное свойства умножения. Площадь и периметр прямоугольника. Умножение и деление на 10, 100, 1000 и т. д. Деление числа на произведение. Решение задач.

15 ч

1

Умножение многозначного числа

на однозначное

Подготовительная работа к знакомству с алгоритмом. Алгоритм письменного умножения

на однозначное число, его закрепление. Способы прикидки результата. Умножение чисел,

оканчивающихся нулями. Решение задач.

14 ч

1

Деление с остатком

Предметный смысл деления с остатком. Форма записи. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Случай деления с остатком, когда делимое меньше делителя. Деление на 10, 100, 1000… Решение задач.

15 ч

1

Умножение многозначных чисел

Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения на двузначное число. Алгоритм умножения на двузначное число, его закрепление. Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

Умножение на трехзначное число.

16 ч

2

Деление многозначных чисел

Взаимосвязь умножения и деления. Деление

суммы на число. Деление с остатком. Алгоритм письменного деления. Прикидка результата при делении. Решение задач.

20 ч

2

Деление многозначных чисел

Деление на однозначное число. Взаимосвязь

компонентов и результата действий. Прикидка результата деления на двузначное и трехзначное числа. Проверочные работы.

10 ч

1

Действия с величинами

Единицы длины и площади. Миллиметр. Соотношение единиц длины. Соотношение

единиц площади. Единицы массы. Единицы

времени. Решение задач с различными величинами. Единицы объёма (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр). Проверочные работы.

20 ч

2

Скорость движения

Единицы скорости. Взаимосвязь величин:

скорость, время, расстояние. Соотношение

единиц скорости. Решение задач. Проверочные работы.

30 ч

2

Уравнения

Знакомство с уравнением. Корень уравнения.

Способы решения уравнений. Составление

уравнений по данному условию, по схеме. Решение задач способом составления уравнений. Проверочные работы.

10 ч

1

Числовые и буквенные выражения. Решение

усложненных уравнений. Решение задач способом составления уравнений. Проверочные

работы.

16 ч



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика