рабочая программа по математике для 2 класса_23117


МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «БСОШ »:

__________ Кулагин И.А.

«___» ______2013г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР:

_______Кулагина Г.В.

«___» ________2013г.

Рассмотрено

на МО учителей начальных классов

Протокол № 1

от «___» _______2013г.

Руководитель МО :Гуськова Л.Я.

___________________

Рабочая программа

по предмету «Математика»

во 2 классе

на 2013-2014 учебный год

УМК «Гармония»

Авторы УМК: Н.Б.Истомина

Автор-разработчик: Буянкина Н.А., учитель начальных классов первой

квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике во 2 классе составлена в соответствии с:

 Требованиями ФГОС от 06.10.2009 №373, определяющего содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

—  Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.(издательство: Москва «Просвещение», 2010г.).

— Авторской программой Н.Б. Истоминой  «Математика» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2010 год),утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

На изучение учебного предмета «Математика» во 2 классе отводится:

– количество часов в год – 136;

– количество часов в неделю – 4;

Для реализации программного содержания используется УМК Гармония»:

1. Н.Б. Истомина. Учебник «Математика» для  2 класса. В 2 частях, 2009 г.

2. Н.Б. Истомина. Рабочая тетрадь по математике для 2 класса. В 2 частях, 2009 г.

 

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково–символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждение, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

• освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей изучения математики в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

• развитие организационных умений: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;

• освоение первоначальных знаний о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел, о выполнении арифметических действий с числами, решении  арифметических задач;

• овладение умениями читать математический текст, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда;

• воспитание  позитивного отношения к математике, желания участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу, самостоятельность.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.

Одной из важных задач курса математики второго класса является формирование навыков табличного сложения и вычитания в пределах 20, которые совершенствуются в процессе овладения приемами устного сложения и вычитания двузначных и однозначных, а также двузначных чисел с переходом в другой разряд. Во втором классе дети знакомятся со структурой задачи (вводятся понятия: условие, вопрос, известные, неизвестные, данные, искомое) и овладевают умением решать текстовые задачи (простые и составные) арифметическим способом.

В содержание второго класса включены такие темы: «Трехзначные числа» и «Умножение». В теме «Трехзначные числа» продолжается работа по осознанию детьми принципа построения десятичной системы счисления. Учащиеся знакомятся с новым разрядом сотен, учатся читать и записывать трехзначные числа. Вариативность заданий в этой теме обеспечивается приемами сравнения (выявления сходства и различия в записи чисел), классификации, обобщения. Использование калькулятора в качестве средства обучения позволяет организовать повторение ранее изученных вопросов, органически включив их в процесс усвоения нового содержания. В теме «Умножение» большое внимание уделяется разъяснению детям смысла этого действия как суммы одинаковых слагаемых и осознанию новой математической записи. Для этой цели используются различные виды учебных заданий: на выделение признаков сходства и различия данных выражений; на соотнесение рисунка и числового выражения; на запись числового выражения по данному рисунку; на выбор числового выражения, соответствующего данному рисунку, и т. д.

Параллельно с усвоением смысла умножения проводится работа, целью которой является формирование навыков табличного умножения. Составление и усвоение таблицы умножения с числами 9 и 8 органически включается во втором классе в темы: «Умножение», «Переместительное свойство умножения», «Увеличить в несколько раз».

Общая характеристика учебного предмета

В основе  начального курса  математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в  различных системах знаний, но и эффективно использовать их  для решения практических и жизненных задач.

Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации  процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания,  которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.

Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.

Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов  начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и буквенные выражения.

Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.

Рабочая программа адресована учащимся 2 класса и рассчитана на 136 часов (34 недели, 4 часа в неделю

Изменения в программу внесены не были.

Место учебного предмета в базисном учебном плане:

Предмет «Математика» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Р.Ф. Для обязательного изучения учебного предмета «Математика» на этапе начального общего образования во 2 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов в год (4ч. в неделю).

Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

1) Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс  связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

2) Математическое знание – это особый способ коммуникации:

 наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;

 участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе  научных коммуникаций, в том числе между  разными системами знаний;

 использование математического  языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным  житейским, культурным, цивилизованным опытом.

Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется  приобщение  подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.

3) Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

4) Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Требования к результатам обучения учащихся к концу второго класса

Предметные

Учащиеся должны знать:

 Состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания). Разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами.

 Названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность).

 Единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними. Единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними.

 Структуру задачи (условие, вопрос).

 Определение умножения. Названия компонентов и результата умножения. Таблицу умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8).

 Переместительное свойство умножения.

Учащиеся должны уметь:

 Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000. Складывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000 для случаев, сводимых к действиям в пределах 100.

 Распознавать и чертить геометрические фигуры (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность) используя циркуль, линейку, угольник.

 Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины. Определять время по часам.

 Решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение.

 выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы.

 Читать числовые равенства на умножение. Соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями.

 Интерпретировать понятие «увеличить в…» на различных моделях (предметной, вербальной, схематической и символической).

 Использовать переместительное свойство при вычислениях и для сравнения выражений.

Метапредметные

Личностные универсальные учебные действия:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

чертить прямоугольник и квадрат, если заданы длины их сторон

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные универсальные учебные действия:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• владеть рядом общих приёмов решения задач,осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить  логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: изучение математики связано с такими предметами, как окружающий мир, технология, русский язык.

Структура программы

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Числа и величины

Чтение и запись чисел от нуля до 100. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Составление числовых последовательностей (цепочек).

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы длины (метр), времени (час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.

Таблица умножения.

Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Отношения «больше (меньше) на…» и «больше (меньше) в…»

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (краткая запись, схема, таблица, график, диаграмма).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Плоскость. Плоские и объёмные фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами.

Острые и тупые углы.

Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.

Геометрические величины

Длина. Единицы длины (метр). Измерение длины отрезка. Время.

Единица времени – час.

Работа с данными

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество

часов.

Контрольные работы

Проверь, чему ты научился

в первом классе

12ч.

2

Двузначные числа.

Сложение. Вычитание

24 ч.

2

Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения.

2 ч.

1

Задача

8 ч.

1

Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат.

4 ч.

Двузначные числа. Сложение. Вычитание.

28ч.

1

Трехзначные числа.

11 ч.

1

Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин.

4ч.

Умножение. Переместительное свойство умножения. Таблица умножения с числом 9.

13 ч.

1

Увеличить в несколько раз. Таблица умножения с числом 8

9 ч.

1

Величины. Единицы времени.

3 ч.

Геометрические фигуры: плоские и объёмные.

2 ч.

Поверхности плоские и кривые.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика