рабочая программа по математике 6 класс ГУО


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Павлово

«Рекомендовано»

Руководитель ШМО

_____/Бронникова О.А./

Протокол №____от

«___» _________20__ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______/Немировченко А.А./

«___» _________20__г.

«Утверждено»

Директор школы

_______/Жирякина О.Л./

Приказ №______ от

«___» _________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по МАТЕМАТИКЕ 5-6 класс ГУО

предмет, класс

Путихина Любовь Евгеньевна

Ф.И.О., категория

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________от

«____» __________20 __г.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании .»Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой- Санкт Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011год.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 5-6 ГУО класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/В.В.Эк изд.-М.:«Просвещение», 2001./

Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов

Цель:

Коррекция и развитие познавательной деятельности путем формирования основ математических знаний и умений.

Задачи:

-Формировать абстрактное понятия числа, величины, геометрической фигуры;

-Формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

-Формировать положительную мотивацию к учению;

-Развить интерес к учебным занятиям;

-Выработать умение слушать учителя и выполнять его задания.

-Воспитать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность;

-Развитие зрительного восприятия и узнавания;

-Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;

-Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы

Обучение общеобразовательным предметам в коррекционной школе имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается прежде всего в том, что все, что изучается в школе, необходимо умственно отсталым детям в их практической жизни. Кроме того, все знания и навыки они получают практическим путем в процессе упражнений.

Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков умственно отсталых школьников с опорой на их сохранные возможности.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Рабочая программа разработана с учетом интеллектуальных, индивидуальных и психофизиологичесских особенностей учащихся класса.

Ученики не умеют считать, не ориентируются во времени, на странице в тетради, не называют геометрические фигуры, не различают цвета. У них слабо развита мелкая моторика. С большим трудом усваивают программный материал , нуждаются в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимают как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. Поэтому обучение ведется по упрощенной программе. Темы на урок неоднократно повторяются. Материал по изучаемым темам сокращен до уровня приобретенных ранее учениками ЗУН.

Виды и формы организации учебного процесса.

Формы работы:

-урок

— индивидуальная работа с учеником

-коллективная работа

Приёмы обучения:

-сравнение (нахождение и различия, выделения существенных признаков)

-классификация,

— дифференциация,

— установление причинно-следственных связей между понятиями,

— материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях.

Методы обучения:

словесные (беседа, объяснения и др),

-наглядные (демонстрация, иллюстрации) ,

-практические (наблюдение, упражнения, экскурсия, игры, самостоятельная работа,и др).

Технологии обучения:

игровые,

-здоровьесберегающие,

-личностно-ориентированные,

— дифференцированного обучения,

-ИКТ.

  

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

Нумерация чисел в пределах 20.

Арифметические действия в пределах ? (устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление).

Меры и именованные числа (стоимость, длина, масса, емкость, время), соотношения между ними.

Задачи: на увеличение и уменьшение в несколько раз;

на увеличение и уменьшение на несколько единиц;

нахождение суммы и остатка;

нахождение произведения и частного;

деление на равные части и по содержанию;

составные арифметические задачи.

Геометрический материал.

Нумерация

Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения.

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание

Сложение и вычитание чисел в пределах ? без перехода через разряд.

Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного .

Присчитывание и отсчитывание по 2.

Таблица умножения и деления

Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.

Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Единицы измерения и их соотношения

Единица (мера) длины дециметр. Обозначение: 1дм. Соотношение: 1дм = 10 м.

Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение

Единица (мера) времени – час. Соотношение: 1 час. = 60 мин. Определение времени по часам. Понятия ровно час, половина часа.

Геометрический материал

Построение кривой и прямой линии, луча, отрезка в разном положении.

Построение прямоугольника, квадрата, треугольника по самостоятельно поставленным точкам.

Построение прямого, острого и тупого углов. Выделение их на геометрических фигурах.

Название вершин, углов, сторон многоугольника, треугольника, прямоугольника..

Итоговое повторение.

Основные виды деятельности учащихся по предмету:

устный счет;

— решение простых арифметических задач с помощью дидактического и счетного материала;

— работа с геометрическим материалом;

— самостоятельное выполнение работы;

— работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

— индивидуальные задания.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

      Учащиеся должны знать:

            смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

      таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;

      порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;

      единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;

      порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

      Учащиеся должны уметь:

      считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по1, 2, в пределах 20;

      откладывать на счетах любые числа в пределах 20;

      складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд приемами устных вычислений;

      использовать знание таблиц умножения на 2,3 для решения соответствующих примеров на деление;

      различать числа, полученные при счете и измерении;

            определять время по часам (время прошедшее, будущее);

      находить точку пересечения линий;

      Примечания.

      1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.

      2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.

      3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.

      4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике

Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях (№1 и №2). Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.

Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

— Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

— Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

— Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

— Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно за писано решение.

Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

Критерии ошибок:

К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

— полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

— правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

— отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна — две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

— в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

— допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

— имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-не раскрыто основное содержание учебного материала;

— обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных контрольных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

-работа выполнена полностью;

-в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробе лов и ошибок;

-в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

-допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

-допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет

-обязательными умениями по данной теме в полной мере

Тематическое планирование

Тема раздела

Кол.

часов

Коррекционные задачи

Обязательный минимум ЗУН

Нумерация(повторение)

12 ч.

-Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.

-Развивать внимание, долговременной памяти, умение работать самостоятельно.

-Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений.

Учащиеся должны знать:

— числовой ряд 1-20

— сравнение чисел по количеству десятков и единиц;

— присчитывание и отсчитывание по 1,2.

Учащиеся должны уметь:

-обобщать, систематизировать знания о месте числа в числовом ряду. 



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика