рабочая программа по математике 21003 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №148 Калининского района

Санкт-Петербурга

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей ___________

Протокол №______ от ___.______________20….г.

Руководитель МО ________ /_______________/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________._____________

____.______________.20…..г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ гимназии №148

Подзюбанова Ю.В. ____________

_____._____________.20….г.

Рабочая программа учебного курса

по математике

для 3 класса

(4 часа в неделю , 136 часов в год)

Учитель-составитель: Поверенова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов высшей категории

2013 — 2014 учебный год

Рабочая программа

по курсу «математика»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по математике для 3-го класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы по математике и авторской предметной программы для учащихся 3-го класса авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких (М.:Баласс, 2012).

Назначение предмета «Математика» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний для решения практических жизненных задач, а также обеспечить языковое и речевое развитие ребенка через первоначальное овладение математическим языком.

Курс «Математика» в начальной школе является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.

Цели обучения в предлагаемом курсе математики сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета. Учащийся должен уметь:

Использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;

Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;

Формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;

Работать в соответствии с заданными алгоритмами;

Узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;

Вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовывать ее в удобные для изучения и применения формы.

В соответствии с этими целями ставятся задачи:

Создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

Сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и универсальных учебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

Обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие. Сформировать качества мышления, характерное для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

Сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

Сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

Сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе отводится время на 10 контрольных работ.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования по математике и авторской программой учебного курса.

Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы

№ п/п

Изменение

Обоснование

1

Арифметические действия над числами

Многоугольники. Прямоугольники.

Анализ итоговых ДКР

2

Добавлены 2 часа на решение задач за счет резервных уроков

3

Добавлен 1 час для изучения единиц измерения за счет резервных уроков

Учебно-методический комплект для учащихся:

«Математика» — учебник для 3-го класса (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких);

Дидактический материал к учебнику «Математика» для 3 класса Т.Е Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких (авторы С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, Л.А. Волкова);

Контрольные и самостоятельные работы по курсу «Математика» и комплексному курсу «Математика и информатика» для 3 класса (авторы С.А. Козлова, А.Г. Рубин);

«Дневник школьника», 3 класс.

Требования к результатам освоения

учебного курса «Математика».

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3 классе является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;

использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;

читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;

представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);

выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;

осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;

осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;

использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;

читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;

решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

находить значения выражений в 2–4 действия;

использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;

использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а  х = b; а : х = b;

строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;

сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;

определять время по часам с точностью до минуты;

сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;

устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);

использовать при решении различных задач знание формулы пути;

использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;

находить долю от числа, число по доле;

решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

находить значения выражений вида а ± b; а  b; а : b при заданных значениях переменных;

решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х < b; а  х > b.

использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а  х = с ± b; х ± a = с  b; а  х = с : b; х : а = с ± b;

использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

вычислять объём параллелепипеда (куба);

вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;

выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

строить окружность по заданному радиусу;

выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;

выделять из множества параллелепипедов куб;

решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;

читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;

строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;

решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;

решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;

выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;

составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;

составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);

устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.

Таблица предметных требований

к умениям учащихся по курсу “Математика”

(необходимый уровень)

Линии развития учащихся средствами курса

«Математика»

Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях

Совокупность умений по работе с математическими текстами

Строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения

Узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними

Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;

Складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 1 000;

Находить значения выражений в 2 – 4 действия;

Сравнивать именованные числа и выполнять 4 арифметических действия с ними.

Читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем);

Читать информацию, заданную с помощью столбчатых и линейных диаграмм, таблиц, графов;

Переносить информацию из таблицы в столбчатые и линейные диаграммы;

Находить значение выражений с переменной изученных видов;

Правильно употреблять термины «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», «случайно»;

Определять время по часам (до минуты);

Сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам (длина, масса, объем).

Решать простые задачи и задачи в 2 – 3 действия;

Решать уравнения изученных видов;

Решать комбинаторные задачи изученных видов;

Решать логические задачи изученных видов;

Устанавливать зависимость между классами величин, описывающих движение и куплю-продажу;

Решать неравенства (способом подбора);

Устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных объектов;

Различать истинные и ложные высказывания.

Вычислять периметр, площадь и объем с помощью изученных формул;

Узнавать и называть плоские и объемные фигуры;

Различать виды треугольников;

Строить окружность по заданному радиусу;

Строить на бумаге в клетку прямоугольник и квадрат по заданным сторонам.

Три уровня освоения учебного курса (по признакам успешности)

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобно тем, что решали много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки – «хорошо», но не «отлично» или «нормально» (решение задач с недочетами).

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

Либо действие в новой, непривычной ситуации;

Либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки – «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочетами).

Максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка – «превосходно».

Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Математика»

(136 часов, 4 часа в неделю)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика