рабочая программа по математике 1 класс УМК Перспективная начальная школа_22630


Пояснительная записка

Изучение учебного курса «Математика» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

Развитие у обучающихся логических и алгоритмических познавательных действий, формирование элементов системного мышления; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации; понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

Воспитание критического мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение изучения геометрического материала и изучения величин.

Основание разработки программы

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373.

Примерной образовательной программы начального общего образования по математике для 1 класса (М.: Просвещение, 2011),

Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа», ориентированный на работу по учебнику Чекина А.Л. «Математика 1 класс», учебник в 2 ч., под редакцией Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/Учебник, 2011).

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №82 на 2011-2015 учебный год.

Описание места и роли учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов: 132 ч – в 1 классе (33 учебные недели, 4 часа в неделю), во 2-4 класса – по 136 часов (34 учебные недели, 4 часа в неделю).

В учебном плане МБОУ лицея №82 на изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю – 132 часа, но рабочая программа будет реализована за 131 час, в связи с выпадением праздничных дней на 24.02., за счет объединения тем: «Сложение числа 4 с однозначными числами. Задачи загадки».

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Перспективная начальная школа».

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями, ещё и таких содержательных линий, как «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности.

Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей и т.д.);

математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Информация о количестве учебных часов учебного курса «математика» в соответствии с годовым календарным учебным графиком

В соответствии с Федеральным базисным образовательным планом на изучение учебного курса «Математика» в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа в год (33 учебных недели). Рабочая программа будет реализована за 131 час, в связи с выпадением праздничных дней (24.02.14).

Количество часов в I четверти — 36.

Количество часов во II четверти — 28.

Количество часов в III четверти — 39.

Количество часов в IV четверти — 28.

Содержание учебного курса «Математика»

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие в течение четырех лет пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величиной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Вопросы алгебраического характера, рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

Раздел

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Числа и величины

11

11

3

4

29

Арифметические действия

10

20

18

48

Текстовые задачи

10

2

12

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

25

3

28

Геометрические величины

4

3

1

8

Работа с данными

3

3

6

ИТОГО:

36

28

36

31

131 час

Числа и величины (29 ч)

Числа и цифры

Первичные количественные представления: один или несколько, один и ни одного. Число 1. Цифра 1. Первый. Цифра 0. Число 0 — как количественный признак пустого множества. Пара предметов. Число 2. как количественная характеристика пары. Цифра 2. Второй. Сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки >, <. =. Числа и цифра 3, 4, 5. Третий, четвертый, пятый. Числа и цифры, 6, 7, 8, 9. Однозначные числа. Десяток. Двузначные числа. Разрядные слагаемые.

Величины

Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения: выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, старше-моложе, тяжелее-легче. Отношение «дороже-дешевле». Первичные представления о длине пути и расстоянии. Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Сложение и вычитание длин. Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше-позже, продолжительность (длиннее-короче по времени).

Арифметические действия (48 ч)

Сложение и вычитание

Сложение чисел. Знак «плюс» (+). Слагаемые, сумма и ее значение. Прибавление числа 1 как переход к следующему числу. Прибавление числа 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1. Аддитивный состав чисел 3, 4 и 5. Прибавление чисел 3, 4 и 5 как последовательное прибавление чисел их аддитивного состава. Вычитание чисел. Знак «минус» (-). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и ее значение. Вычитание числа 1 как переход к предшествующему числу. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Сложение и вычитание длин

Текстовые задачи (12 ч)

Знакомство с формулировкой арифметической сюжетной задачи: условие и требование. Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры (28ч)

Признаки предметов. Расположение предметов.

Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру) и их сравнение.: больше, меньше, такой же.

Геометрические фигуры и их свойства.

Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Точка. Отрезок. Дуга. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Многоугольник. Четырехугольник. Прямоугольник. Симметричные фигуры.

Геометрические величины (8ч)

Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше-ближе» и «длиннее-короче».

Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Соотношение между дециметром и сантиметром (1дм=10см). Сравнение длин на основе их измерения.

Работа с данными (6ч)

Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Таблица сложения как инструмент выполнения действия сложения над однозначными числами.

Планируемые результаты изучения учебной программы по предмету «Математика» к концу 1 года обучения

Личностные результаты.

Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте.

Метапредметные результаты.

Способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.);

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

— строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

— выполнять действия по заданному алгоритму;

строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач.

Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения:

Обучающиеся научатся:

читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;

вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке от 0 до 20;

сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков;

записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки;

употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания;

пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;

воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;

применять переместительное свойство сложения;

применять правило прибавления числа к сумме и суммы к числу;

выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;

применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;

выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;

применять правила сложения и вычитания с нулём;

понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;

выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;

выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;

распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;

распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры;

чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные линии, многоугольники;

строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

выражать длину отрезка, используя разные единицы длины;

распознавать симметричные фигуры и их изображения;

распознавать и формулировать простые задачи;

употреблять термины, связанные с понятием «задача»;

составлять задачи по рисунку и делать схематические иллюстрации к тексту задачи;

выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам;

использовать название частей суток, дней недели, месяцев, времён года.

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать количественный и порядковый смысл числа;

понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;

воспроизводить переместительное свойство сложения;

воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;

воспроизводить правила сложения и вычитания с нулём;

использовать «инструментальную» таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;

различать внутреннюю и внешнюю области по отношению к замкнутой линии;

устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;

понимать и использовать термин «точка пересечения»;

строить симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;

описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов;

понимать суточную и годовую цикличность;

представлять информацию в таблице.

Система оценки планируемых результатов

Безотметочное (уровневое) обучение в 1 классе (ПОЛОЖЕНИЕ о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся первого класса МБОУ лицея № 82 от 03.06.2003 г. № 13-15-120/13, Устава лицея, разработано на основании п.3 ст.15 Закона РФ «Об образовании»)– это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение по адаптивной модели – обучение не всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей. Диагностика и оценка сформированности УУД у учащихся осуществляется на основе метода наблюдений.

Контроль за усвоением знаний:

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы. Тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.) играют важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся.

Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее.

Инструменты оценочной деятельности, используемые в учебном процессе при безотметочном обучении:

Устная оценка успешности результатов — формулировка причин неудачи рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам.

Эмоциональная оценка — это «хорошие слова» или комплименты. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

Психолого-педагогические исследования— иллюстрирующие динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обуающегося.

Олимпиады – форма независимого публичного состязания учащихся, требующая предъявления ими своих образовательных достижений.

Индивидуальные технологические карты ученика.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы –

Портфолио

Все виды контрольно-оценочных работ по предметам оценивается следующим образом:

Высокий уровень — 100% — нет ошибок.

Выше среднего — 85%-99% — 1-2 ошибки.

Средний — 50%-84% — 3-4 ошибки.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика