рабочая программа по литературному чтению В океане света ЕВБунеева


литературное чтение4 класс

Пояснительная записка

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование.

Настоящая программа предназначена для начальных классов. Идея программы реализована в серии книг для чтения «Свободный ум». Для 4 класса предназначена книга «В океане света» в двух частях.

Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.

2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.

4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Программа 4 класса содержит следующие разделы:

– «Любимые книги»;

– «У истоков детской литературы»;

– «XIX век. Путешествие продолжается»;

– «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».

Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

На изучение литературного чтения отводится:

– всего 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2010.

2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2010.

Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».

Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

I. Работа с текстом до чтения.

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

III. Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. Но следует заметить, что здесь же возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света».

Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.

Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе

В 4 классе можно выделить три типа урока внеклассного чтения:

1) по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;

2) знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает:

– рассматривание книги, знакомство с писателем;

– чтение учителем фрагмента из любого текста;

– самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;

– самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;

3) урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень)

1.Техника чтения: правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами . Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации.

Темп чтения вслух незнакомого текста – 80-90 слов и выше. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 20-30 слов больше, чем при чтении вслух.

2.Формирование приемов понимания прочитанного:

— работать с заглавием произведения (осмысливание прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью);- прогнозировать содержание произведения на основании заглавия, иллюстраций, ключевых слов, самостоятельно придумывать заглавия, выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;- самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль, составлять простой план (из вопросов, из предложений текста);сопоставлять структуру текста произведения с планом;- самостоятельно составлять план рассказа о герое;- отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы по содержанию прочитанного;

— формулировать вопросы к тексту;- использовать выборочное чтение для подтверждения мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.3. Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного:- самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для описания или характеристики героев;- работать над образом литературного героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою);- умение понимать образные выражения, использованные в произведении, высказывать свое отношение к прочитанному.4. Практическое знакомство с литературными понятиями:-  иметь представление о литературных жанрах;- рассказ;-повесть и ее отличие от рассказа;- пьеса, признаки драматического произведения;- понятия сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.5. Речевое развитие:- уметь подробно и кратко пересказать текст по плану;- выборочный пересказ;- словесное рисование картин к текстам;- составление устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости;- составление рассказов от имени героя;- составление устных и письменных описаний.Заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения и прозу с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости и логических ударений. Письменные творческие работы. Сочинение сказок, рассказов, стихотворений.6 овладение компетенциями: — информационно-коммуникативной;- рефлексивной.7 решение жизненно-практических задач: — самостоятельное чтение книг;- высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении;- самостоятельный выбор и определение содержания книги по её элементам;- работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Тематическое планирование литературное чтение 4 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее

задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником

1

Урок повторения

Основные темы: произведения о родине;

о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Пролог в художественном произведении

Устное сочинение «Мое путешествие

в … век»

Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (5часов)

2

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство

с героями путешествий

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Урок повторения изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: устный рассказ

:

Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности

Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира

Нарисовать свой город будущего

Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть

3

Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Урок повторения изученного

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста

Текущий контроль: рассказ о городе будущего чтение стихотворения наизусть

Самостоятельное чтение

4-й части

4

Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

1

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: выразительное чтение

4-й части

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести

Творческий пересказ на тему «Урок математики»

5

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада Обобщающий урок по разделу.»

1

Урок введения новых знаний Урок обобщения и контроля изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности

Текущий контроль: творческий пересказ Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог

Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок

6

Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут)

1

Урок развития связной речи

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ

о своих впечатлениях

Тематический контроль: творческая работа

Письменная творческая работа на заданную тему

Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»

Раздел 2. У истоков русской детской литературы (12 часов)

7

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

1

Урок введения новых знаний

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Осмысление цели чтения.

История детской литературы

Выучить один текст наизусть

8

«Повесть временных лет». Расселение славян Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

1

Урок введения новых знаний



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика