рабочая программа по литературному чтению для 2 класса


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. ( УМК «Школа России»)

Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

2класс

Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка чтения целыми словами. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; . Темп чтения незнакомого текста — не меньше 50 слов в минуту.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения

2 класс

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя). Ориентировка в учебной книге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебных книгах. Практическое различие художественных и научно- популярных текстов. Наблюдение над стилистическими особенностями текстов. Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением

2 класс

Внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.

Круг детского чтения

2 класс

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, С. Я. Маршака,с творчеством русских писателей Л.Н. Толстого, Н.Н. Носова и других.

Литературоведческая пропедевтика

2 класс

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре и наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

1-2 класс

Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывка из произведения. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.

п/п

Тема

Планируемые результаты

Деятельность

обучающихся

Матерехнич.

база

Формы организации образовательного

процесса

Дата по плану

Дата по факту

Личностные

Метапредметные

(УУДабота с текстом)

Предметные

1

Введение. Знакомство с учебником

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностей ориентаций многонационального российского общества

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

Знакомство с учебником и системой его условных обозначений.

Учебник

Самое великое чудо на свете (4ч.)

2

Игра «Крестики- нолики»

. Восприни-мать объеди-няющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаи-мопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы;

Регулятивные: организовывать рабочее место.

Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела.

Работа групповая

3

Самое великое чудо на свете

Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность

Знать названия, содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его;

– делить текст на смысловые части;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

Учебник

Ком. урок

4

Библиотеки

. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре.

Знать:

– правила заучивания стихотворений;

– малые фольклорные жанры: считалки и небылицы.

Уметь:

выполнять словесное рисование картин природы;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– приводить примеры произведений фольклора (считалки, небылицы);

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Учебник

Урок -дискуссия

5

Книги

1Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Знать народные загадки.

Уметь:

отгадывать загадки;

– различать загадки народные и авторские;

– участвовать в диалоге при обсуждении темы урока

Учебник

Комбиниро-ванный урок

Устное народное творчество (15ч.)

6

Устное народное творчество

Соблюдать личную гигиену, безопасное поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах. Адекватно воспринимать оценку учителя

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре.

Знать народные загадки.

Уметь:

отгадывать загадки;

– различать загадки народные и авторские;

– участвовать в диалоге при обсуждении темы урока,составлять свои загадки.

Учебник

Урок решения творческих заданий

7

Русские народные песни

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

____________

Протокол № ______

от «___»________________2012г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________

«___»__________________2012г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 25

____________

Приказ № _______

от «___»_______________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Трубиновой Ларисы Геннадьевны

I квалификационная категория

по литературному чтению во 2 классе

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №25»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «___»____________2012 г.

г. Балаково

2012 — 2013 учебный год

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе авторской программы Л.А. Ефросининой /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века». -3-е изд., дораб. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2007.- 176 с. Руководитель проекта – член-корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова/ Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Планирование построено на общей научно – методической основе, реализующей программы комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важных элементов учебной деятельности.

Данная программа соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования 2009 г., основывается на концепции образовательной области «Языки и литература», соответствует БУП 2004 года и требованиям Примерной основной образовательной программы ОУ.

Рабочая программа курса «Литературное чтение» адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №25.

Длительность урока — 45 минут.

Количество часов: всего — 136 ч. (в неделю 4 ч.), учебных недель – 34.

Количество плановых контрольных уроков – 4ч.

Количество проверочных работ – 4 ч.

Уроков с использованием ИКТ — 13 ч.

Неурочные формы занятий – 7 ч.

Учебно – методический комплект:

Л.А. Ефросинина Литературное чтение 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Вентана – Граф, 2008.

Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 2 класс Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Вентана – Граф,2012.

Л.А. Ефросинина Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. — М.: Вентана-Граф, 2006.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» — М.: Вентана-Граф, 2007.

Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 2006.

Л.А. Ефросинина Литературное чтении во 2 классе: Методическое пособие. — М.: Вентана – Граф, 2008.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая, благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).

Курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

● изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

● в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

● содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской литературой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге.

Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи:

-обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

-учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

-систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

-включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

-формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

-расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Основная цель «Литературного чтения» во втором классе – развитие читательских и речевых умений учащихся.

Задачи, которые должны решаться на уроках литературного чтения во 2 классе:

формирование правильного, осознанного, плавного чтения;

развитие интереса к чтению, расширение читательского кругозора;

воспитание нравственно-эстетических основ гражданственности и человечности;

совершенствование восприятия, понимания и воспроизведения текста (читаемого или прослушанного);

умение работать с текстом, учебной и детской книгой.

Структура курса

Основные линии программы:

Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча.

Развитие восприятия произведения

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает про слушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение за кончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

Развитие литературоведческих представлений и понятий

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.

    Развитие речевых умений

 Развивается один из основных видов речевой деятельности — говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалогов о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Ведётся работа над построением высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также межпредметные связи:

●с уроками письма: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

● с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

● с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы.

Инструментарий для оценивания результатов.

После изучения каждого раздела программы проводятся тематические проверочные работы тестового характера «Проверь себя», целью которых является научить учащихся самостоятельно работать, развивать умение контролировать и оценивать свои знания. Один раз в четверть проводится текущая проверка навыков чтения вслух, где проверяется способ, правильность, понимание; выразительность чтения и один раз в полугодие — итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности (диагностические тесты и задания), а также один раз в полугодие итоговая проверка навыка чтения вслух. Оценивание проверочных работ и навыков чтения производится учителем в соответствии с существующими нормами оценки.

Программа не корректирована.

Учитель:________________Л.Г. Трубинова

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Всего – 136 часов

Круг чтения:

произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина;

произведения русских и зарубежных писателей-классиков ХIХ – начала ХХ в.; произведения современных детских писателей;

произведения о жизни детей разных народов и стран;

научно-познавательные произведения, сказка, рассказ, юмористическое произведение, приключенческая детская книга, справочная детская литература.

Тематический перечень программного материала:

О нашей Родине -5часов: стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф.Савинова, И. Никитина, С.Романовского, С.Прокофьева.

Народная мудрость – 4 часа: песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.

О детях и для детей -– 20 часов: произведения И.Крылова, бр.Гримм, Х.Г.Андерсена, Л. Толстого, С.Баруздина, Е.Пермяка, А.Барто, Н.Носова, М.Зощенко, В.Сутеева, Л. Пантелеева, А.Гайдара.

Уж небо осенью дышало… — 6 часов: произведения А.Пушкина, Е.Трутневой, Г.Скребицкого, Н.Рубцова, М.Пришвина, Е.Пермяка.

Идет волшебница-зима -19 часов: произведения фольклора; произведения Н.Некрасова, В.Одоевского, В.Даля, И.Сурикова, И.Соколова-Микитова, Г.Скребицкого, М.Пришвина, С.Есенина..

Праздник новогодний -9часов: произведения Х.Г.Андерсена, С.Маршака, А.Гайдара, С.Михалкова.

Произведения о животных -15 часов: произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К.Ушинского, В.Жуковского, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибирика, А.Плещеева, Н.Рубцова, В.Бианки, К.Паустовского, Р.Киплинга, бр. Гримм.

Зарубежные сказки – 11 часов: сказки народов мира, бр. Гримм, Дж. Харриса, Р.Киплинга.

Рассказы, стихи, сказки о семье – 15 часов: произведения фольклора, Л.Толстого, М.Лермонтова, А.Плещеева, А.Ахматовой, Л.Воронковой, В.Солоухина, С.Михалкова, С.Баруздина.

Весна, весна красная…- 22 часа: произведения фольклора, произведения А.Пушкина, В.Жуковского, Ф.Тютчева, Е.Баратынского, А.Чехова, А.Куприна, М.Пришвина, А.Барто, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, Б.Заходера, Э.Шима.

Волшебные сказки -8 часов: русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке», А.Пушкина, «Кот в сапогах» Ш.Перро.

Работа с текстом:

понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;

различение простейших случаев многозначности и сравнений;

деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;

составление картинного плана;

Пересказ по картинному плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту.

Работа с книгой:

Обучение самостоятельному чтению небольших детских книг.

Умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие.

Умение правильно называть книгу.

Определять тему чтения и жанр.

Творческая деятельность:

Сочинение потешек, скороговорок, загадок, небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Планируемые результаты освоения программы по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

К концу обучения во втором классе:

1.Предметные результаты обучения

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;– делить текст на части, озаглавливать части;– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;– подробно и выборочно пересказывать текст;– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;– размышлять о характере и поступках героя;– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;– относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

2. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).Регулятивные УУД:– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;– проговаривать последовательность действий на уроке;– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);– слушать и понимать речь других;– выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,  исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно – методический комплект:

Л.А. Ефросинина Литературное чтение 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Вентана – Граф, 2008.

Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 2 класс Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Вентана – Граф,2012.

Л.А. Ефросинина Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. — М.: Вентана-Граф, 2006.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» — М.: Вентана-Граф, 2007.

Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 2006.

Л.А. Ефросинина Литературное чтении во 2 классе: Методическое пособие. — М.: Вентана – Граф, 2008.

Электронные образовательные ресурсы, которые используются в учебном процессе:

1) «Уроки Кирилла и Мефодия. Литературное чтение. 2 класс» из серии «Начальная школа»

ООО «Кирилл и Мефодий»: 08.10.2002г.)

2) «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (ООО «Кирилл и Мефодий»: 117296, г. Москва, Ломоносовский пр., д.18, тел.: +7(495)772-7626.

Произведено в России на ООО «Уральский электронный завод». Лицензия ВАФ №77-15

3)Большая русская биографическая энциклопедия. 117313 Москва, ул. Кравченко, д. 4 корп.2, тел.:+7(495)772-7626 Произведено в России на ООО «Уральский электронный завод»: 620137 Екатеринбург, ул. Студенческая, д.9. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15 от15.10.2007г.

4)Электронное учебное пособие «Литературное чтение. 1-4 классы» (авт. Программы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова) системы учебников «Начальная школа XXIвека».






See also:
Яндекс.Метрика