рабочая программа по литературному чтению 4 класс программа Начальная школа 21 века


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе следующих нормативно — правовых документов:

1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г.

2. Тематического планирования по русскому языку «Вентана Граф» 2011.

3. Авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 4 класс»

4.Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом №1312 Мои Н РФ от 09.03.2004 г.

5. Учебного плана МБОУ СОШ №24 на 2012-2013 учебный год.

6. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №24

Образовательная область «Филология» в учебном плане школы представлена предметом «Литературное чтение». В учебном плане МБОУ «СОШ № 24» г.Улан-Удэ на 2012 – 2013 учебный год на преподавание предмета «Литературное чтение» выделено 102 часов с недельной нагрузкой 3 часа.

Программа «Начальная школа 21 века» является творческой переработкой двух программ: «Школа России» и программы Занкова. Авторы данного комплекта учли плюсы и минусы обеих программ. Данный учебно-методический комплект очень интересен, насыщен, дифференцирован и интегрирован, представлены разноуровневые задания, предлагаемые авторами на каждый урок, начиная с букварного периода. Этот подход авторы сохраняют и при составлении контрольных работ: в сборниках предлагается до 6 вариантов заданий к каждой пройденной теме.

Авторами учебника так же разработаны презентации к урокам, контрольные работы и зачеты, тесты, проводимые на компьютере по некоторым темам – все это имеется в наличии и используется на уроках.

Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:

восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;

понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);

воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Основные линии программы:

Развитие навыка чтения;

Развитие восприятия произведения;

Развитие литературоведческих понятий;

Развитие речевых умений;

Развитие творческой деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

2.Система работы над навыками чтения.

3.Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4.Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Концептуальные положения курса:

Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

На уроках литературного чтения применяются следующие ИКТ-технологии:

— диски «Кирилл и Мефодий. Литературное чтение 4класс»

— презентации по темам курса;

— компьютерное тестирование по темам курса.

Основные требования к уровню подготовки учащихся четвёртого класса

В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

Навык чтения

Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.

Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.

Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, Логические ударения, паузы, мелодика речи).

Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.

Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

5

Самостоятельная работа «Жанры фольклора» (заполнить схему)

2

Басни. Русские баснописцы.

5

Самостоятельная работа с басней А.Е.Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради.

3

Произведения В.А.Жуковского

3

Моделирование обложки к сказке.

Сравнение «Сказки о царе Берендее…» В.А.Жуковского со «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина

4

Произведения А.С.Пушкина

5

Игра «По страницам сказок Пушкина»

Работа с книгами – справочниками: справка о А.С.Пушкине

Подготовка сообщения: «Герои сказок Пушкина»

5

Произведения М.Ю.Лермонтова

4

Работа с текстами стихотворений М.Ю.Лермонтова. сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы

6

Произведения П.П.Ершова

3

Выполнение заданий в учебнике или комплексная контрольная работа

7

Произведения В.М.Гаршина

4

Деление текста на части, составление плана. Пересказ по плану.

8

Произведения детских писателей о детях.

2

Сравнение сюжетов и судеб героев. Работа с рубрикой «проверь себя» ()в учебнике).

9

Произведения зарубежных писателей.

8

Работа с книгами зарубежных писателей, выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи).

Отзыв о прочитанной книге зарубежного писателя.

Комплексная контрольная работа.

10

Мифы народов мира.

11

Сравнение славянского мифа «Ярило — солнце» и древнеиндийского мифа «творение».

11

Произведения Л.Н.Толстого.

7

Подбор справочного материала о писателе из детских книг и энциклопедий.

12

Стихи А.А.Блока.

2

Работа с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам (о Родине, природе).

13

Стихи К.Д.Бальмонта.

3

Особенность сказочных стихов: определение интонационного рисунка и позиции автора.

14

Произведения Вересаева, А.И.Куприна

4

Урок – обобщение: выполнение заданий в тетради.

15

Стихи И.А.Бунина.

3

Самостоятельное чтение и анализ очерка К.И.Чуковского.

16

Произведения С.Я.Маршака

5

Инсценирование отдельных эпизодов сказки.

17

Произведения А.П.Платонова

4

Описания картин природы, портрет героя

18

Стихи Н.А.Заболоцкого

2

Работа с книгами стихов (по группам): отбор стихов по темам, авторам. Составление списка фамилий русских поэтов.

19

Стихи Н.М.Рубцова

3

Урок – обобщение. Работа с рубрикой «Страничка книгочея».

20

Произведения С.В.Михалкова

3

Выставка книг С.В.Михалкова: определение тем и жанров произведений.

21

Юмористические произведения.

2

Подбор и пересказ детских юмористических рассказов из детских журналов.

22

Очерки.

4

Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения).

Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель».

23

Путешествия, приключения, фантастика.

9

Чтение отдельных глав произведений. Характеристика героя: внешний вид, отношение к людям.

24

Контрольный урок

1

Итоговая контрольная работа.

Итого:

102

7

Содержание учебного курса

Круг чтения.

Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения.

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика