рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс_12946


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:

Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.);

примерной программы для начальной школы;

авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1–9 классы», созданной под руководством Б. М. Неменского, 2007 год

учебного плана МБОУ «СОШ с. Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Цели обучения:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Учебно -тематическое планирование

по изобразительному искусству

Класс: 4

Учитель: Галиева Гульнара Анасовна

Количество часов:

Всего: 34 ч; в неделю : 1 ч.

Планирование составлено на основе:

— Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.);

— Примерной программы начального общего образования;

— авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1–9 классы», созданной под руководством Б. М. Неменского, Москва, Просвещение, 2007 год

— учебного плана МБОУ «СОШ с. Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год

Содержание программы

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья и природы.

Деревня -деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники.

ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов)

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах.

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (11часов)

Страна восходящего солнца (Япония).

Украшения и постройки в искусстве Японии

Образ художественной культуры Японии

Искусство народов гор и степей

Образ художественной культуры Средней Азии

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (Обобщение темы)

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов)

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира. Обобщение

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса

усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно, использовать художественные термины и понятия;

овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

Критерии и нормы оценок

Этапы оценивания детского рисунка:

как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» — поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

дата

По плану

Факт.

Р а з д е л 1. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)

1

Пейзаж родной земли.

1

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира, отражение в произведениях отношения к природе. Характерные черты родного пейзажа, образ русской избы, знакомство с произведениями выдающихся художников И.И.Шишкина,И.И.Левитана

Знать устройство русской избы, украшение избы.

Уметь создать образ избы (коллективная работа)

5.09

2

Гармония жилья и природы

1

12.09

3

Деревня-деревянный мир

1

19.09

4

Образ красоты человека.

1

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников, представление

о красоте русского человека, традиционной народной одежде. создать женский, мужской, народный образ, изображение по памяти Репродукции Венецианова, Васнецова, Серова, Врубеля

Знать характер сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора, украшения в народном костюме.

Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни

26.09

5

Образ мужчины

1

3.10

6

Русская красавица

1

10.10

7

Народные праздники.

1

Представление

о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда использовать художественные материалы (гуашь, акварель), взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства Репродукции Кустодиева, Юона

Знать календарные праздники, способ работы с композицией

Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла в рисунке

17.10

8

Народные праздники.

Панно «Праздник»

1

24.10

Р а з д е л 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов)

9

Древнерусский город-крепость.

1

Понятие вертикаль, горизонталь, знакомство с произведениями выдающихся художников: В.М.Васнецов

Знать как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Уметь изобразить крепостные башни, ворота

31.10

10

Древние соборы.

1

Передача настроения в творческой работе, создание моделей предметов бытового окружения человека, овладение навыками бумагопластики

Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу по постройке храма (бумаго-пластика)

14.11

11

Древний город и его жители.

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном изделии. Строение и организация внутреннего пространства Кремля.

Уметь моделировать жилое наполнение города

Знать строение и конструктивные особенности кремля, торгового посада.

Уметь завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями

21.11

12

Древнерусские воины-защитники.

1

Ознакомление с жизнью князя и его людей, как одевались. Уметь изобразить древнерусских воинов Знакомство с произведениями выдающихся художников

Знать различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Уметь изобразить князя, торговый люд

28.11

13

Города Русской земли.

1

Передача настроения в творческой работе старинных русских городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. отличать эти города

Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов.

Уметь изобразить живописно или графически древнерусский город

5.12

14

Узорочье теремов.

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации; передача настроения в творческой работе.

Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей. Уметь создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»

12.12

15

Праздничный пир в теремных палатах.

1

19.12

Р а з д е л 3. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (11часов)

16

Страна восходящего солнца (Япония).

1

Образное содержание искусства, отражение в произведениях отношения к природе, особенности легких конструкций, построек в Японии.

Знать особенности японской культуры: графичность, хрупкость.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика