рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс


Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд», автором которой является Б. М. Неменский. Программа рассчитана на 34 часа. Программа подкрепляется учебником «Изобразительное искусство» автора Б. М. Неменский для 3 класса (М.: Просвещение, 2011). Программа составлена для 3 класса общеобразовательной школы.

1.2. Цель изучения предмета:

Духовно – нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Задачи изучения предмета:

развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства,

выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по представлению, по памяти); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изученной теме, прослеживается связь с музыкой, литературой.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения , не допуская механических повторов.

1.3. Авторская программа рассчитана на 34 часа.

1.4. Срок реализации программы 1 год.

1.5. При обучении изобразительному искусству используется системно-деятельностный подход. Основная форма обучения – урок. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы. Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности : конструктивной, изобразительной, декоративной.

Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

1.6. Знания, умения и навыки учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполненных работ.

Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по изобразительному искусству для четырехлетней школы.

Наряду с общеобразовательными задачами на уроке решаются задачи коррекционные:

совершенствование движений и сенсорного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии, развитие артикулярной моторики.

коррекция отдельных сторон психических действий: развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных представлений и ориентации, развитие представлений о времени, развитие слуховой памяти и внимания, развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

развитие основных мыслительных операций: навыки соотносительного анализа, навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями), умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, умение планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словарно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

развитие речи, владение техникой чтения, речи;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Для решения этих задач специальные развивающие задания вводятся в традиционный учебный процесс в качестве составной части предмета. Задания классифицированы по целям воздействия, что позволяет облегчить выбор упражнений, соответствующих целям и задачам конкретного урока, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям (Приложение 1).

Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие познавательной и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон способствует развитию учебной мотивации, что является условием для успешного протекания учебной деятельности.

Задания, игры и упражнения, используемые на уроках, представлены в авторской программе Бабкиной Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников»

Тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

1

Искусство в твоем доме

8ч

1

1.1

Твои игрушки придумал художник. Лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.

2

1.2

Посуда у тебя дома. Лепка посуды с росписью по белой грунтовке.

3

1.3

Мамин платок. Создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки

4

1.4

Обои и шторы у твоём доме. Создание эскизов обоев или штор для комнаты

5

6

1.5

1.6

Твои книжки. Разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.

2ч

7

1.7

Поздравительная открытка. Создание эскиза открытки.

8

1.8

Что сделал художник в нашем доме.

2

Искусство на улицах твоего города

9

2.1

Памятники архитектуры –наследие веков. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

10

2.2

Парки, скверы , бульвары. Изображение парка, сквера

11

2.3

Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой

12

2.4

Фонари на улицах и в парках. Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

13

2.5

Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины любого магазина

14

2.6

Транспорт в городе. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

15

2.7

Что сделал художник на улицах моего города. Создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа

3

Художник и зрелище

11ч

16

3.1

Художник в цирке. Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.

17

3.2

Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

18

3.3

Маски. Конструирование выразительных и острохарактерных масок.

19

20

3.4

3.5

Театр кукол. Создание куклы к кукольному спектаклю.

21

22

3.6

3.7

Афиши и плакат. Создание эскиза плаката – афиши к спектаклю.

23

24

3.8

3.9

Праздник в городе. Выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)»

25

26

310

3.11

Школьный праздник — карнавал.

4

Художник и музей

27

4.1

Музей в жизни города.

28

4.2

Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением

29

4.3

Картина – портрет. Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей

30

4.4

Картина-натюрморт. Создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта.

31

4.5

Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе

32

4.6

Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

33

4.7

Художественная выставка.

34

4.8

Художественная выставка.

Содержание учебного материала

Раздел 1 «Искусство в твоем доме» . В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. Дети узнают, что вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором представляются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из ник сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Раздел 2 «Искусство на улицах твоего города». Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы , родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Учащиеся узнают разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Раздел 3 «Художник и зрелище» Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Дети знакомятся с жанрово-видовым разнообразием зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной(украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Раздел 4 «Художник и музей» Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Учащиеся знакомятся со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства, художественными музеями Москвы, Санкт-Петербурга, других городов, с музеем родного города, участием художника в организации музея.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные результаты освоения курса «Изобразительное искусство»

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических т демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыкам и адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс


Пояснительная запискак тематическому планированию по изобразительному искусству

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано

по программе Кузина В., Кубышкиной Э. Изобразительное искусство, 2006.

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа за учебный год.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

– развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

– освоение первичных знаний о мире классических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о форме их бытования в повседневном окружении ребенка;

– овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

– воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств, любви к природе, Родине.

Планируемый уровень подготовки учащихся начальных классов:

– формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

– сравнивать различные виды изобразительных искусств (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);

– применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественной творческой деятельности;

– полученные знания и умения использовать в практической и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства при посещении художественных выставок и музеев изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества.

п/п

Основные темы

Количество часов

1

2

3

4

«И снова осень к нам пришла»

«В мире сказок»

«Труд и отдых людей зимой и весной»

«В каждом рисунке солнце»

8

8

11

7

Итого: 34 ч.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты освоения материала

Вид урока

Домашнее задание

Дата

проведения

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Запланир.

8

Фактич.

9

1

2-3

4-5

6

7

8

9

10-11

12

13-14

15

16

17

18

19

20-21

22

23

24-25

26-27

28-29

30

31-32

33-34

1 четверть (9 ч.)

«И снова осень к нам пришла»

Прощаемся с теплым летом

Осенние листья сложной формы

Русская матрешка в осеннем уборе

Дары осеннего сада и огорода

Мы осенью готовимся к зиме

Сказка в произведениях русских художников

Сказочный букет

2 четверть (7 ч.)

«В мире сказок»

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкин

Игрушка «Золотая рыбка»

В сказочном подводном царстве

Готовим наряд для сказочной елки

Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости и сказок

четверть (10 ч.)

«Труд и отдых людей зимой и весной»

Труд людей зимой

Городские и сельские стройки

Орудия труда человека

Веселые игрушки

Красота в умелых руках

Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме и бабушке

Домашние животные

Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

четверть (8 ч.)

«В каждом рисунке — солнце»

Полет на другую планету

Ветка вербы

Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод»

Пусть всегда будет солнце

8

1

2

2

1

1

1

1

8

2

1

2

1

1

11

1

1

1

2

1

1

2

2

7

2

1

2

2

Учащиеся должны уметь:– использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); – применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре

(с натуры, по памяти и вообр.)

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и навыки для самостоятельной творческой деят-сти

Учащиеся должны уметь:– использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); – применять основные средства художественной выразительности

Учащиеся должны уметь применять основные средства художественной выразительности

Учащиеся должны знать/понимать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

Рисование по памяти и по представлению

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Беседа

Декоративное рисование

Рисование сказочных сюжетов

Рисование с натуры

Тематическое рисование

Декоративное рисование

Декоративное рисование

Тематическое рисование

Тематическое рисование

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Декоративное рисование

Декоративное рисование

Рисование по памяти и по представлению

Рисование выбранного сюжета

Тематическое рисование

Рисование с натуры

Рисование выбранного сюжета

Тематическое рисование






See also:
Яндекс.Метрика