рабочая программа по изо 3 класс ПНШ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, с требованиями ГОС 2004 года, примерной программой по изобразительному искусству и авторской программы Кузина В.С., Ломова С.П., Шорохова Е.В. «Изобразительное искусство».

Данная программа содержит темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

За основу рабочей программы была взята авторская программа Кузина В.С., Ломова С.П., Шорохова Е.В. , так как она разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Занятия обогащаются использованием видеоматериалов, проведением экскурсий в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями, и самостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражению ребят.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаги.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рисование с натуры (рисунок, живопись)10 часов

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертанию и строению. Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приёмов «переход цвета в цвет» и «вливание цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности

Обобщённые требования к ЗУН по теме

В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке и знать/понимать:

понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»;

простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

Уметь:

выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

познания и видения красоты окружающего мира;

развития своих художественных способностей;

развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

2. Рисование на темы8 часов

Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке и знать/понимать:

понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»;

простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

Уметь:

выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

познания и видения красоты окружающего мира;

развития своих художественных способностей;

развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

3. Декоративная работа7 часов

Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и ёлочной игрушкой.

В работе с эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинается формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служит основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Обобщённые требования к ЗУН по теме

В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и знать/понимать:

простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан);

начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.

Уметь:

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;

использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

расписывать готовые изделия согласно эскизу;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

познания и видения красоты окружающего мира;

развития своих художественных способностей;

развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

4. Лепка – 3 часа

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

Обобщённые требования к ЗУН по теме

В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и знать/понимать:

понятия «скульптура», «скульптор»;

простейшие правила лепки из пластичных материалов;

Уметь:

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

познания и видения красоты окружающего мира;

развития своих художественных способностей;

развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

5. Аппликация2 часа

Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок, басен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.

Обобщённые требования к ЗУН по теме

В течение выполнения данных видов работ учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, светотени, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и знать/понимать:

понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор», «мозаика», «светотень»;

Уметь:

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

использовать в аппликациях ритм (линейный, тоновый, цветовой), освещение, светотень;

выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;

использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

расписывать готовые изделия согласно эскизу;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

познания и видения красоты окружающего мира;

развития своих художественных способностей;

развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

6. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас4 часа

Основные темы бесед:

виды изобразительного искусства и архитектура;

наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;

тема материнской любви и нежности в творчестве художников;

красота родной природы в творчестве русских художников;

действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России;

музеи России.

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся должны знать/понимать:

виды изобразительного искусства живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;

уметь:

выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

познания и видения красоты окружающего мира;

развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

Учебно – тематический план.

Изобразительное искусство 3 класс– 34 часа ( 1 час в неделю)

Дата

Тема раздела

Темы уроков

Материалы

учебника,

тетра

ди

Оборудование

1.

Рисование с натуры.

Форма, конструкция и пропорции предмета. Изображение геометрических тел (куб, цилиндр, пирамида, шар). Беседа «Виды изобразительного искусства, Графика».

с.4-6

с.60-62

Альбом, простой карандаш, ластик.

2.

Рисование с натуры.

Объём предметов. Рисование с натуры яблок.

с.7-8

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, краски акварельные.

3.

Рисование по представлению.

Колорит в живописи. Рисование по представлению «Прощальные краски лета».

с.9-11

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, краски акварельные.

4.

Рисование с натуры.

Композиция. Натюрморт «Дары природы».

с.12-14

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

5.

Рисование с натуры и рисование по памяти.

Наброски и зарисовки «Улицы любимого города». Беседа «Виды изобразительного искусства. Архитектура».

с.15-17

с.56-59

с.68-69

Альбом, простой карандаш, ластик.

6.

Рисование с натуры и рисование по памяти.

Рисование с натуры и рисование по памяти. Изображение растительной формы «Осенняя веточка клёна». Беседа «Родная природа. Шелест осенних листьев».

с.18-23

с.89-98

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

7.

Рисование с натуры и рисование по памяти.

Рисование с натуры и рисование по памяти. Изображение растительной формы «Веточка комнатного растения». Беседа «Родная природа. Порыв ветра, звук дождя, плеск волны в живописи».

с.18-23

с.89-98

Альбом, простой карандаш, ластик кисти, баночка, гуашь, краски акварельные.

8.

Аппликация.

Аппликация. Мозаичное панно из кусочков цветной бумаги «Осеннее кружево листьев»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика