рабочая программа по информатике и ИКТ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике в 8 — 9 классах и 10-11 классах составлена на основе программы по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). — Спб.: Питер, 2009. Автор программы профессор Н.В.Макарова и примерной программы по информатике и ИКТ.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011. — 48 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2011. — 48 с.

3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067. Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755

4. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2009 г. № 729. Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 января 2010 г. Регистрационный № 15987

5. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 января 2011 г. № 2. Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2011 г. Регистрационный № 19739

6. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 января 2012 г. № 16. Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 февраля 2012 г. Регистрационный № 23251

7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

8. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» / постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118

9. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07 «Изменение №1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» / постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. №22

10. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» / постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. №48

11. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Измененио№3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 / постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. №116

12. Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №24/5868 от 08.08.2012 г.

13. О приоритетных направлениях повышения квалификации в 2013г. / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №24/ 424 от 24.01.2013г.

Методическое обеспечение ФГОС

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Просвещение, 2009.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2010.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли, пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. М. : Просвещение, 2010.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. / Институт стратегических исследований в образовании РАО.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост. Е.С.Савинов].- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204 с.

6. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы: проект. — М. : Просвещение, 2011.

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование: учебное издание / под ред. В. А. Горского. — М. : Просвещение, 2010.

8. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010.-223 с.

9. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся в различных условиях организации образовательного процесса : Сборник программ внеурочной деятельности / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, Ю. В. Ребикова, Л. Н. Чипышева; под ред. М. И. Солодковой -Челябинск : Изд-во «ПОЛИГРАФ-мастер», 2012. — 93 с.

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательною учреждения.

Преподавание учебного предмета «Информатика и ИКТ» в образовательных учреждениях, осуществляющих деятельность на основе ФК ГОС, определяется следующими нормативными документами и методическими материалами:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2904 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, и от 24 января 2012 г. № 39);

2. Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утверждённым приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 1 июля 2004 г. 02-678, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05. 2005 г. № 01-571, от 10.05.2006 г. № 02-510; от 29.05.2007 г. № 02-567; от 05.05.2008 г. № 04-387, от 06.05.2009 г. № 01-269, от 16.06. 2011г. №04-997;

3. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

4. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе

в образовательных учреждениях, реализующихобразовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067, Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755

5. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2009 г. № 729. Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 января 2010 г. Регистрационный № 15987

6. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 января 2011 г. № 2. Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2011 г. Регистрационный № 19739

7. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих , образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 января 2012 г. № 16. Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 февраля 2012 г. Регистрационный № 23251

8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

9. О введении в действие санитарно-зпидемиологаческих правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» / постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118

10. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07 «Изменение №1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» / постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. №22

11. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» / постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. №48

12. О введении в действие еанитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение №3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 / постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. №116

13. Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №24/5868 от 08.08.2012 г.

14. О приоритетных направлениях повышения квалификации в 2013г. / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №24/ 424 от 24.01.2013г.

15. О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2013-2014 учебном году / Приложение 6 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 № 03-02/5639

Учебно-методический комплект:

Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В.Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2 , Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Цели обучения в 8 – 9 классах:

— расширение знаний об объектах и их информационных моделях на уровне системы;

— обучение технологии моделирования в графическом редакторе и текстовом процессоре на основе решения задач из разных предметных областей;

— развитие у учащихся исследовательских умений в процессе моделирования;

— освоение алгебры логики, работа с таблицами истинности и логическими выражениями

— освоение технологии работы в системе управления базой данных.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на реализацию авторской программы Н.В.Макаровой отводится:

8 кл. – 35 часов, из них – контрольных работ – 4, практических работ – 15;

9 кл. – 68 часов, из них – контрольных работ – 6, практических работ – 40.

Однако в соответствии с Годовым календарным учебным графиком МОУ Щербаковская СОШ и расписанием на 2012-13 учебный год реальное количество часов составляет 8 класс — 35 ч., 9 класс — 67 часов. Выполнение программы достигается за счет объединения тем в 9 классе: «Взаимодействие устройств компьютера» и «Основные понятия формальной логики. Логические выражения и логические операции. Инструктаж по т/б. Практическая работа «Логические выражения и операции».

Форма организации учебного процесса:

Основной формой организации является урок.

Формы контроля:

устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, собеседование);

письменные виды контроля (письменное выполнение заданий, выполнение самостоятельной работы, выполнение контрольной и практической работы, выполнение тестовых заданий)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Критерии оценивания умений и навыков учащихся по курсу «Информатика»

Уровневая оценка

ответа

Составляющие готовности

к освоению программы

Критерии оценки ответа

Отлично

(высокий уровень)

Хорошо

(повышенный уровень)

Удовлетворительно

(достаточный уровень)

Неудовлетворительно

(недостаточный)

Полнота

(объем знаний)

Знание фактического материла по дисциплине

Вопрос раскрыт в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта по дисциплине

Вопрос не раскрыт

Информированность по дисциплине

Знание терминологии по дисциплине

Неполное знание терминологии по дисциплине

Отсутствие знаний по дисциплине, представления по вопросу

Обобщенность

(системность знаний)

Систематизация материала

Владение понятиями системы знаний по дисциплине.

Развитость самосознания.

Личная освоенность знаний.

Умение объяснять сущность понятий, выделять главное в учебном материале.

Владение терминологией по дисциплине.

Умения обобщения, умозаключения.

Неполное владение терминологией, умением обобщать, делать выводы.

Непонимание материала по дисциплине.

Гибкость

(вариативность знаний)

Связь теории и практики

Обоснование теоретических положений примерами из жизни и личного опыта

Подтверждение теоретических положений примерами из жизни и личного опыта

Доказательность отдельных теоретических положений примерами из жизни и личного опыта.

Отсутствие связи теории и практики

Дивергентность

Интерпретация материала

Умение выделить внутридисциплинарные связи

Теоретическое осмысление проблемной ситуации

Практическая интерпретация учебного материала

Отсутствие осмысления учебного материала

Конвергентность

Умение решать проблемные ситуации

Готовность к самостоятельному выбору, решению.

Умение найти эффективный способ решения проблемной ситуации.

Умение найти решение проблемной задачи

Одностороннее решение задачи

Отсутствие решения задачи

Коммуникативность

Владение культурой устной (письменной) речи

Умение использовать знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

Логичное и доказательное изложение учебного материала.

Владение точной речью

Владение языковыми средствами для ответа на вопрос

Неполное владение языковыми средствами

Наличие коммуникативных «барьеров» в общении

Интерактивность

Умение ориентироваться в ситуации общения

Умение аргументировано отвечать на вопросы; вступать в диалоговое общение

Умение найти ответ на предложенный вопрос

Односторонний ответ на предложенный вопрос

Отсутствие ответа на предложенный вопрос

Перечень средств ИКТ, имеющихся для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных.

Простая геоинформационная система.

Система автоматизированного проектирования.

Виртуальные компьютерные лаборатории.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

программный принцип работы компьютера;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

создавать информационные объекты, в том числе:

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-создавать записи в базе данных;

-создавать презентации на основе шаблонов;

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Перечень учебно-методических средств обучения

Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2 , Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика