рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 классы_15204


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с. Ветошкино Лебяжского района

Кировской области

Рассмотрено Утверждаю:

на заседании МО директор школы

_______________ _______________

«___»__________ «___»__________

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

8-9 классы

Помыткиной Елены Васильевны

учителя математики

первой квалификационной категории

2013-2014 учебный годПояснительная записка

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) [1]. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII классе – 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю) и в IX классе – 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса [4] и для 9 класса [5].

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики [3], разработанной авторами учебников [4, 5] Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ [2], рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках [4, 5], что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики [3], в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

систематизировать подходы к изучению предмета;

сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

Содержание дисциплины (102 часа)

8 класс (34 час.)

Введение в предмет – 1 час. (1+0)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.

Основные термины по разделу:

Информатика

Наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютеров

Компьютер

Универсальное программно управляемое устройство для работы с информацией (данными)

Человек и информация – 5 час. (3+2)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

связь между информацией и знаниями человека;

что такое информационные процессы;

какие существуют носители информации;

функции языка как способа представления информации;

что такое естественные и формальные языки;

как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);

что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Основные термины по разделу:

1 байт

Информационный вес символа алфавита мощностью 2 = 256 символов. 1 байт = 8 битов

1 бит

Информационный вес символа двоичного (двухсимвольного) алфавита

Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

Единицы измерения информации. Каждая следующая больше предыдущей в 1024 (210) раза

Внешняя память человека

Информация, сохраненная на внешних носителях (в книгах, записных книжках, магнитной ленте и т. д.)

Внутренняя память человека

Собственная память человека

Знания декларативные

Знания фактов об определенных событиях, свойствах объектов, зависимостях

Знания процедурные

Знания, определяющие действия, направленные на достижение какой-либо цели

Измерение информации: алфавитный подход

Способ измерения информационного объема текста (на каком-нибудь языке), не связанный с его содержанием (смыслом)

Информационные каналы человека

Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание

Информационные процессы

Основные виды: хранение, передача и обработка информации

Информационный вес символа

Количество информации, которое несет один символ алфавита

Информационный объем текста

Равен сумме весов всех символов, составляющих текст

Информация для человека

Знания, которые человек получает из различных источников

Канал передачи информации (информационный канал связи)

Среда, способ или техническое средство, позволяющее передать информацию от источника к приемнику

Мощность алфавита

Число символов в алфавите

Передача информации

Процесс, осуществляемый от источника к приемнику по информационным каналам связи

Обработка информации

Целенаправленные действия, связанные с получением новой информации, изменением формы или структуры представления информации

Связь информационного веса символа (b) в битах и мощности алфавита (N)

N=2b

Хранение информации человеком

Хранение информации либо в собственной памяти, либо на внешних носителях в записях

Язык

Знаковый способ представления информации

Языки естественные

Разговорные национальные языки, имеют устную и письменную формы

Языки формальные (искусственные)

Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний

Первое знакомство с компьютером – 7 час. (4+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

правила техники безопасности и при работе на компьютере;

состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

типы и свойства устройств внешней памяти;

типы и назначение устройств ввода/вывода;

сущность программного управления работой компьютера;

принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;

ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

инициализировать выполнение программ из программных файлов;

просматривать на экране каталог диска;

выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

использовать антивирусные программы.

Основные термины по разделу:

Адрес байта

Порядковый номер байта во внутренней памяти компьютера

Вит памяти

Ячейка памяти компьютера, хранящая один двоичный знак

Двоичная кодировка

Представление данных и программ в памяти компьютера в виде двоичного кода

Дружественный пользовательский интерфейс

Удобная для пользователя форма взаимодействия с программой

Имя файла

Состоит из собственного имени и расширения. Расширение указывает на тип информации, хранящейся в файле

Каталог (папка)

Поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов)

Магистраль (шина)

Многопроводная линия, через которую процессор связывается с другими устройствами компьютера

Меню

Выводимый иа экран список возможных действий, из которого пользователь может выбрать нужное ему

Контекстное меню

Связано с объектом. Позволяет инициировать действие над объектом или узнать его свойства

Микропроцессор

Миниатюрная электронная схема, выполняющая функцию процессора компьютера

Объект

Документ, программа, устройство, с которым связывают определенные свойства и действия. Имеет свое и графическое обозначения

Объем оперативной памяти

Важная характеристика компьютера, влияющая на его производительность. Измеряется в мегабайтах и гигабайтах

Операционная система (ОС)

Главная часть системного ПО. Набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем

Основные устройства компьютера

Процессор, память, устройства ввода/вывода

Память оперативная

Электронное энергозависимое устройство памяти; «быстрая» память

Память внешняя

Энергонезависимая память. Магнитные и оптические диски, флэш-память. Используются для долговременного хранения информации и переноса данных с одного компьютера на другой

Полное имя файла

Состоит из имени внешнего устройства, пути к файлу на этом устройстве и собственного имени файла

Прикладное программное обеспечение

Программное обеспечение, с помощью которого пользователь может решать свои информационные задачи, не прибегая к программированию

Прикладные программы общего назначения

Программы, которые использует широкий круг пользователей, вне зависимости от профессиональной принадлежности

Прикладные программы специального назначения

Программы, используемые в профессиональной деятельности

Принцип адресуемости оперативной памяти

Запись информации в память компьютера, а также чтение ее из памяти производится по адресам

Принцип дискретности оперативной памяти

Память состоит из отдельных неделимых частиц — битов

Принцип хранимой в памяти программы (принцип фон Неймана)

Работающая программа и данные, которые она обрабатывает, хранятся в оперативной памяти

Программа

Описание последовательности действий (команды), которые дол-. жен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных

Программирование

Профессиональная деятельность по разработке программного обеспечения компьютеров

Программное обеспечение (ПО)

Вся совокупность программ, хранящаяся на устройствах долговременной памяти компьютера

Процессор компьютера

Электронное устройство обработки данных в составе компьютера

Разрядность процессора

Максимальная длина двоичного кода, который может обрабатываться процессором целиком. У современных процессоров разрядность равна 32 или 64 бита

Системное программное обеспечение

Необходимая часть программного обеспечения, без которой компьютер не может работать

Системы программирования

Инструментальные программные средства, используемые программистами для разработки программ

Тактовая частота процессора

Величина, характеризующая скорость обработки информации процессором. Измеряется в мегагерцах (МГц), гигагерцах (ГГц)

Устройства ввода (основные)

Клавиатура, манипуляторы (мышь, трекбол, джойстик и др.)

Устройства вывода (основные)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика