рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс Босова Л Л


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по информатике, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года № 920 –мр).

Учебный план ОУ МОУ СОШ № 5 УКМО.

Примерная программа (начального общего образования) по информатике и ИКТ (Информатика и ИКТ. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 6 изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

Босова Л. Л. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы

.

Число часов по программе: 34. 1 час в неделю.

Учебно-методический комплект, в который входят:

учебник Информатика и ИКТ – 5 класс Босова Л. Л. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

рабочая тетрадь. Босова Л. Л М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Методическое пособие Босова Л. Л М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Мультимедийные пособие Босова Л. Л М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Цифровые образовательные ресурсы: http://www.Lbz.ru; http://metodist.Lbz.ru

Программа рассчитана на 1 час в год (34 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:

 

5 класс

практические работы

15

проверочные работы

контрольные работы

4

творческие работы

 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Цели программы:

формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

При этом цели обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах могут быть определены следующим образом:

формирование обще учебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

усиление культурологической составляющей школьного образования;

пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу представляемого вводного курса информатики для 5-7 классов нами положены такие принципы, как:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом, ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. «Учить надо настоящему, либо, если что-то слишком сложно для школьников, не учить этому вовсе.

3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

5. Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или знаковой форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают, школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить, каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

5 класс

учащиеся должны:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры информационных носителей;

иметь представление о способах кодирования информации;

уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

запускать программы из меню Пуск;

уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Содержание программы

1. Компьютер для начинающих (8 ч)

Информация и информатика. Знакомство с учебником.

Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.

Практическая работа №2. Освоение мыши.

Практическая работа №3. Запуск программ. Основные элементы окна программы.

Практическая работа №4. Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас (9 ч)

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии (10 ч)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. Ввод текста.

Практическая работа №7. Редактирование текста

Практическая работа №8. Работа с фрагментами текста

Практическая работа №9. Форматирование текста

Практическая работа №10. Графический редактор Paint

Практическая работа №11. Рисование в графическом редакторе Paint

Практическая работа №12. Создание комбинированных документов.

4. Информация вокруг нас. Продолжение (6ч)

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа №13. Работа с фрагментами рисунка.

Практическая работа №14. Создание анимации.

Практическая работа №15. Анимация на свободную тему

5. Итоговый мини-проект(1ч)

Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, анимация).

Календарно — тематическое планирование

Дата проведения уроков

Раздел программы

Тема урока

Контроль

Практика

Примечание

По плану

факт

1

Компьютер для начинающих (8 ч)

Информация. Компьютер. Информатика. Вводный инструктаж по ТБ.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

2

Как устроен компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой»

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

5

Программы и файлы.

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

6

Рабочий стол компьютера. Управление мышью.

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь»

7

Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №3 «Запуск программ. Окно программы»

8

Контрольная работа №1 по теме «Человек и компьютер»

Контрольная работа

Практическая работа №4 «Знакомство с компьютерным меню»

9

Информация вокруг нас (9ч)

Действие с информацией. Хранение информации.

10

Носители информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

11

Передача информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

12

Кодирование информации.

13

Формы представления информации. Метод координат.

Координатный тренажер.

14

Текст как форма представления информации.

15

Табличная форма представления информации.

16

Наглядные формы представления информации

17

Обработка информации.

Контрольная работа №2 «Человек и информация»

Контрольная работа

Практическая работа №5 «Вычисления на калькуляторе Windows»

18

Информационные технологии (10 ч)

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №6 «Ввод текста»

19

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №7 «Редактируем текст»

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.

Практическая работа №8 «Работа с фрагментами текста» (задания 1-5)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика