рабочая программа по информатике 9 класс_15056


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крыловская основная общеобразовательная школа

«Согласовано» «Утверждена»

С педсоветом

Протокол № 1 от.29.08.13Директор школы Бережная О.В.

Приказ №

Рабочая программа

по информатике для 9 класса

Составила Клименко И.А.

2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» и программы Н.В. Макаровой «Информатика. Базовый курс (7-9 классы общеобразовательных учреждений)» и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса в течении 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Программа предусматривает использование УМК Н.В. Макаровой. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель системы и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Курс нацелен на формирование умений:

фиксировать информацию об окружающем мире;

искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;

организовывать информацию;

передавать информацию;

проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;

создавать, реализовывать и корректировать планы.

В информационном обществе важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные методы и средства. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры. Предлагаемая программа базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютера. Такая концепция называется системно-информационной. Такая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. Акцент на развитие мышления, определяющее способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, становится определяющим. Системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Одним  из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное моделирование, проводимое на компьютерах.

Цели: Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

формирование информационной культуры, соответствующей требованиям современного общества

Основные задачи программы:

систематизировать подходы к изучению предмета;

сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы. В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

назначение и функции операционных систем;

уметь:

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т.д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных.

Простая геоинформационная система.

Система автоматизированного проектирования.

Виртуальные компьютерные лаборатории.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения.

Простой редактор Web-страниц.

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

1

Алгоритмы . Виды алгоритмов

9

2

Понятие программы. Классификация программного обеспечения

1

3

Системная среда Windows. Инструменты прикладной среды

6

4

Прикладная среда текстового редактора.

5

5

Прикладная среда табличного процессора

11

6

Системы управления базами данных

6

 

Прикладная среда для создания презентаций

7

Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей

8

Логические основы построения компьютеров

9

История развития компьютерной техники

4

Повторение изученного за курс 9 класса

3

Итого:

69

Методическое обеспечение учебного курса

Учебник «Информатика и ИКТ». Учебник.7–9 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2009.

Компьютерная поддержка курса Комплект СПО Первая помощь 2.0

№ п/п

урока

Тема урока

Количество

часов

Элементы содержания урока

Требования

к уровню подготовки

Дата

Оборудование

По плану

фактически

1.

Техника безопасности в компьютерном классе.

1

Информация. Информационные объекты различных видов.

Знать:

-правила работы за компьютером;

-виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации.

Видеофрагмент, таблица ТБ

Алгоритмы. Виды алгоритмов. 9ч.

2

Алгоритм. Свойства алгоритмов. Формы представление.

1

Алгоритм. Свойства алгоритма

Знать понятие алгоритма; свойства алгоритмов.

Уметь определять свойства конкретных алгоритмов

Презентация к уроку, компьютер

3

Способы записи алгоритмов и составление их.

1

Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека

Знать способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Уметь записывать алгоритм разными способами.

Иметь представление о возможностях автоматизации деятельности человека

Презентация к уроку

4

Практическая работа «Составление блок-схем»

1

Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека

Знать способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Уметь записывать алгоритм разными способами.

Иметь представление о возможностях автоматизации деятельности человека

Раздаточный материал

5

Исполнитель алгоритмов. Компьютер – формальный исполнитель

1

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ)

Знать понятие «исполнитель алгоритмов»; назначение.

Уметь определять среду, режим работы, систему команд конкретного исполнителя.

Иметь представление о компьютере как формальном исполнителе алгоритмов

Презентация к уроку

6

Алгоритмические конструкции.

1

Алгоритмические конструкции: ветвление.

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления

Знать структуру алгоритмической конструкции ветвления.

Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления

Учебник, компьютер

7

Вспомогательный алгоритм. Метод последовательной детализации.

1

Алгоритмические конструкции: повторение.

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла

Знать структуру алгоритмической конструкции повторения.

Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор цикла

Презентация к уроку, компьютер

8

Управление с обратной связью. Использование циклов.

1

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

Уметь создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления, цикла, вспомогательные алгоритмы

Раздаточный материал

9



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика