рабочая программа по географии10-11 класс


Пояснительная записка

10 – 11 классы

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География Мира» (X XI классы) – М.: Дрофа, 2007 г.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Структура рабочей программы по географии ориентируется, прежде всего, на формирование обшей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В структурном соотношении курс состоит из введения и трех разделов: «Введение», «Материки и океаны», «Взаимодействие природы и общества».

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

Учебно-тематический план:

п./п.

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

10 класс

Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

4

5

Природа и человек в современном мире

6

1

Население мира

5

3

География мирового хозяйства

14

2

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

6

2

ИТОГО

35

12

11 класс

Регионы и страны мира

25

11

а

Многообразие стран на политической карте мира

2

б

Европа

4

2

в

Зарубежная Азия

5

2

г

Северная Америка

4

2

д

Латинская Америка

5

2

е

Африка

4

2

ж

Австралия и Океания

1

1

з

Россия в современном мире

10

2

ИТОГО

35

13

ИТОГО (за 2 года)

70

25

Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя — как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни,геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Содержание программы.

10 класс

Современные методы географических исследований. Источники географической информации. (4 часа)

Положение географии в системе наук. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований.

Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов.

Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные

географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения

тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания:

обработка, анализ и представление ее в графической и картографической

форме.

Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие общества и природы. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».

Оценка мировых природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов.

Минеральные, земельные , водные и биологические ресурсы.

Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы

Загрязнение и охрана окружающей среды. Источники загрязнения окружающей среды. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

Географическое ресурсоведение и геоэкология. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран различными видами природных ресурсов.

Население мира (5 часов)

Численность и воспроизводство населения. Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.

Состав (структура ) населения. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Размещение и миграция населения. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды.

Городское и сельское население. Урбанизация. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира

Практические работы

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в различных странах и регионах

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

География мирового хозяйства (14 часов)

НТР. Характерные черты и составные части.

Мировое хозяйство. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК).

Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Факторы размещения. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).География промышленности.

Топливно- энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная ).

Электроэнергетика, горнодобывающая пр-ть, металлургия.

Машиностроение. Химическая пр-ть.

Лесная, легкая пр-ть. Пр-ть и окружающая среда.

География сельского хоз-ва и рыболовство. Зеленая революция. Растениеводство. Животноводство.

География транспорта.

География мировых валютно-финансовых отношений.

Международные экономические отношения.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика