рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39

имени К.Ф. Ольшанского»

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

протокол № ______

от _______________ 2013 г.

Председатель педсовета

________________ Лукьянчикова Т.Г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом № _________

от ________________ 2013 г.

Директор школы

_________________ С.К. Крыжевич

Рабочая учебная программа

ПО ГЕОГРАФИИ

8 класс

основное общее образование

(базовый уровень)

ПРИНЯТА

на методическом совете

протокол № ______

от _______________ 2013 г.

Председатель МС

____________________ Михалёва О. А..

Составитель:

МОСКАЛЁВА Е. В.

учитель географии,

высшая квалификационная категория.

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

учителей химии, биологии, географии, истории

протокол № ______

от _______________ 2013 г.

Руководитель МО

_____________ Комова И. А.

Город Курск

2012/2013 учебный год

Пояснительная записка

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.Целями изучения географии в основной школе являются:• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Место предмета в базисном (учебном плане)

География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 238, из них 70 ч (2 ч в неделю) в 8классе.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Требования к результатам  обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.Важнейшие личностные результаты обучения географии:• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:—

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);—

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);• умение работать с разными источниками географической информации;• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;• картографическая грамотность;• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Основное содержание курса

Раздел 5. Особенности географического положения России(7 часов) Территория и акватория. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств.

Границы России. Государственные границы России.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Раздел 6. Природа Россииаса(46 часов)

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования/

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйствен- ные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Природные районы России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирск

ая низменность, Уральские горы, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Раздел7. Природа Курской области (10 часов).

Планируемые результаты

Называть и (или) показывать:

предмет изучения географии России;

основные средства и методы получения географической информации:

субъекты Российской Федерации;

пограничные государства;

особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

границы часовых поясов:

основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

распределение рек страны по бассейнам океанов;

основные области современного оледенения и крупные ледники:

зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:

народы, наиболее распространенные языки, религии;

примеры рационального и нерационального размещения производства;

объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

экологически неблагополучные районы России:

маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

географическое положение объектов;

разницу в поясном времени территорий;

погоду по синоптической карте;

параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем

страны;

влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

как составляют прогноз погоды;

распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

разнообразие природных комплексов на территории страны;

различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация «: «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование’; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

Оценивать и прогнозировать:

природно-ресурсный потенциал страны, региона;

экологическую ситуацию в стране, регионе

изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Учебно методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесаа по географии:

комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,

компьютер,

мультимедиапроектор,

медиатека,

комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;

комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

библиотека учебно-методической, справочно-информа- ционной и научно-популярной литературы;

картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации ‘самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.;

стенды для экспозиционных материалов.

Программы: Примерная программа по географии 6-9 классы. Стандарты второго поколения. Авторская программа под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа, 2006).

Количество часов: всего — 70 часов, в неделю — 2 часа; практических работ — 19, из них оценочных — 8.

Оценочные практические работы

Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Определение поясного времени для разных пунктов России.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и кпиматограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

УМК:

Баринова И.И. География России. Природа. — М.: Дрофа, 2006.

Географический атлас. 8 класс. — М.: Дрофа, 2007.

Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. — М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

Алексеев А.И. География России. Природа и население. — М.: Дрофа, 2004.

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. — М.: Дрофа, 2004. 3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс. — М.: Русское слово, 2008.

Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2007.

Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2004.






See also:
Яндекс.Метрика