рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39

имени К.Ф. Ольшанского»

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

протокол № ______

от _______________ 2012 г.

Председатель педсовета

________________ Лукьянчикова Т.Г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом № _________

от ________________ 2012 г.

Директор школы

_________________ С.К. Крыжевич

Рабочая учебная программа

ПО ГЕОГРАФИИ

7 класс

основное общее образование

(базовый уровень)

ПРИНЯТА

на методическом совете

протокол № ______

от _______________ 2012 г.

Председатель МС

____________________ Климчук Н.В.

Составитель:

МОСКАЛЁВА Е. В.

учитель географии,

высшая квалификационная категория.

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

учителей химии, биологии, географии, истории

протокол № ______

от _______________ 2012 г.

Руководитель МО

_____________ Комова И. А.

Город Курск

2012/2013 учебный год

Пояснительная записка

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.Целями изучения географии в основной школе являются:• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Место предмета в базисном (учебном плане)

География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 238, из них 70 ч (2 ч в неделю) в 7классе.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Требования к результатам  обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.Важнейшие личностные результаты обучения географии:• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);• умение работать с разными источниками географической информации;• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;• картографическая грамотность;• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Основное содержание курса

Раздел 4. Материки, океаны и страны

Современный облик планеты Земля.(13 часов) Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.

Материки, океаны и страны(57 часов). Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельно сти человека. Катастрофические явления природного характера. Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко-культурные районы мира. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия человечества.

 

Планируемые результаты обучения.

Оценивать и прогнозировать:

— по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

— изменение климатов Земли;

— оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

— основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

— особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

— особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

— особенности расового и этнического состава населения;

— особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

— основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

— применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

— основные источники географической информации;

— географическое положение объектов (по карте);

— по схемам круговороты вещества и энергий;

— компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

— объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

— особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

географическую информацию по картам различного содержания;

— вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

— основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

— факторы формирования климата;

— крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

— страны мира, их столицы, крупные города;

— природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Учебно методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесаа по географии:

комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,

компьютер,

мультимедиапроектор,

медиатека,

комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;

комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

библиотека учебно-методической, справочно-информа- ционной и научно-популярной литературы;

картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации ‘самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.;

стенды для экспозиционных материалов.

Программы:

Примерная программа по географии 6-9 классы. Стандарты второго поколения.

Авторская программа по географии, 6-10 классы / Под редакцией И.В. Душиной. — М.: Дрофа,

2006.

Количество часов: всего — 70 часов, в неделю — 2 часа; практических работ — 52, из них оценочных — 13.

Оценочные практические работы

Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Тема «Африка»

Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

Обучение определению географического положения материка.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема «Австралия»

Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Тема «Южная Америка»

Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

Тема «Северная Америка»

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

Тема «Евразия»

Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. — М.: Дрофа, 2007.

УМК:

Географический атлас. 7 класс. — М.: Дрофа, 2007.

Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс. — М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. — М.: Дрофа, 2007.

За страницами учебника географии. — М.: Дрофа, 2005.

Интернет — ресурсы.

\






See also:
Яндекс.Метрика